Федосеева Людмила Анатольевна
Темежникова Наталья Николаевна
Воспитатель группы продленного дня, МОУ "Павловская СШ", г. Каргополь, Архангельская область
Педагог дополнительного образования, МОУ "Павловская СШ", г. Каргополь, Архангельская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Федосеева Л.А., Темежникова Н.Н. Формирование системы взаимодействия педагога дополнительного образования и воспитателя группы продлённого дня в реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 1021812
Для современного общества характерно изменение социальных приоритетов в вопросах образования. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками образовательного процесса. В последнее время педагогами-практиками начинают осваиваться образовательные технологии, основанные на диалоговых формах процесса познания. В связи с этим имеют место «попытки по новому определить как роли педагогов и учащихся, так и процессы их взаимодействия в ходе обучения». Это, в свою очередь, предполагает отработку техники работы в малых группах, освоение методологии решения проблем, исследование многообразных перспектив (критическая постановка вопросов, споры и др.), реализацию методов управления групповым процессом.
Мы – педагоги понимаем, что, с одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого ребёнка, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Только педагогически целесообразно организованная внеурочная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости [1]. Мы убеждены в том, что в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. А внеурочная деятельность, например, в виде работы над проектами, – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлечённых в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.
С 2002 года в Павловской школе работает кружок «Радуга ремёсел». Работа кружка строится, на основе авторской блочно-модульной программе психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. В своей работе педагог дополнительного образования Темежникова Н.Н. использует современные образовательные технологии и методики. Осваивает новые блоки: бисероплетение, тряпичная кукла, оригами и др. Программа организации внеурочной деятельности в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности: общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное. Проектная и общественно- полезная деятельность интегрируются в основные направления программы. В нашей школе имеется положительный опыт совместной деятельности воспитателя ГПД и педагога доп. образования в организации воспитательных проектов, воспитательных и досуговых мероприятий, праздников. Практику проведения совместных воспитательных мероприятий мы начали вместе с переходом на ФГОС НОО, когда организация и проведение внеурочной деятельности для учащихся начальной школы стало необходимым условием реализации ФГОС НОО. В образовательном учреждении, исходя из его возможностей, можно было организовать оптимизационную модель внеурочной деятельности, т.е. с привлечением к внеурочной деятельности всех специалистов школы. Поскольку приоритетным направлением воспитательной деятельности в школе является гражданско-патриотическое воспитание, то мы начали осуществлять проведение совместных проектов в данном направлении. Кроме того, спецификой работы педагога дополнительного образования является широкое использование в своей практике краеведческого материала, изучение с детьми традиционных промыслов и ремесел. Воспитатель ГПД также реализует региональный компонент в своей работе, через клубные часы, праздники народного календаря, которые проводятся ежегодно силами классных руководителей, воспитателя ГПД, музыкального работника. Роль педагога дополнительного образования в организации здесь заключается в том, чтобы помочь в оформлении, изготовлении поделок и подарков, разучивании танцевальных движений, создании творческой атмосферы в процессе подготовки мероприятия.
На протяжении нескольких лет воспитатель ГПД и педагог дополнительного образования составляют совместный план работы, в соответствие с которым выстраиваем работу на год. Взаимодействие между воспитателями и педагогом доп. образования осуществляется в ходе реализации совместных проектов. Так был реализован проект «Моё Каргополье» под руководством воспитателя ГПД, педагога доп. образования, учителя музыки. Дети выступили в Детском саду «Ромашка», в Каргопольском лесхозе, в социально-реабилитационном центре и в Доме для престарелых и инвалидов. Таким образом, был успешно осуществлён выход детей в социум. Воспитанниками на занятиях дополнительного образования кружка «Радуга ремесел» было изготовлено более 300 кукол-ангелочков. Также были реализованы проекты: «Широкая Масленица!» (СРЦН), «Кукла-Веснянка», «Зимняя сказка» и др. Ежегодно мы проводим акции «Чистый город!» под руководством воспитателей ГПД и педагога доп. образования в ходе которой убирается территория у школы и территория памятника участникам ВОВ. Традиционным стало проведение акции «Накормите птиц зимой». Дети делают кормушки для птиц, под руководством воспитателей и педагога доп. образования и всю зиму кормят птиц. Ежегодно в апреле-мае проводится акция «Подарок ветерану». На территории «МО Павловское» было три ветерана В.О В. Им в каждый год дети готовили особенные подарки и выступление перед ветеранами. Дети вместе с воспитателем ГПД Федосеевой Л.А. и главой администрации Роевой М.Л. поздравляли ветеранов и дарили им подарки. Ученики Павловской школы делают подарки ветеранам труда и труженикам тыла, а потом на митинге вручают им. А как интересно проходят праздники в нашей школе. Вот к примеру: был проведён « Праздник валенка». Дети отправились в необычное путешествие по станциям, где их ждали новые открытия. 24 июня 2016 года учащиеся нашей школы под руководством воспитателя ГПД и педагога доп.образования приняли участие в районном слёте в деревне Печниково «Юные мастера Каргополья», где защитили исследовательскую работу «Берёзка белая» и провели мастер-класс по бересте. На слёте присутствовал губернатор Архангельской области И.А.Орлов. Ему от школы был вручён подарок кукла- берестянка, а Печниковской школе от наших ребят был подарен букет роз из бересты. Ребята нашей школы приняли участие 4 и 5 Межрегиональных фестивалях-конкурсах в Вельске и получили Благодарность за участие по теме «Русская деревня». Очень активно школа сотрудничает с центром народных ремёсел «Берегиня» Так в прошлом году учащиеся нашей школы приняли участие в конкурсе «Доброе небо», где получили дипломы победителей и участников. А в этом году приняли участие в конкурсе «Белоснежная», где также получили призовые места. В мае прошлого года педагогом доп. образования и воспитателем ГПД. с участием воспитанников групп продлённого дня были проведены мастер-классы по плетению из бересты для студентов Каргопольского педагогического колледжа. На которых присутствовали студенты и преподаватель Тарасов П.Ф. Педагоги школы также активно участвуют в реализации групповых проектов, непосредственно организуя музейную деятельность детей. Так наши воспитанники в рамках реализации проектов побывали в Каргопольском музее. Наша школа активно принимает участие во всех конкурсах, проводимых музеем («Игрушка для музейной ёлки», «Усатый-полосатый» и др.). Таким образом, взаимодействие педагогов и воспитателей, музыкального руководителя и других специалистов, в ходе которого составляется совместный план подготовительных мероприятий, проводимых с детьми и родителями. Анализируется методическая литература, отбирается содержательный материал для детей разных возрастных групп, продумывается распределение обязанностей, обсуждается праздничное оформление. Взаимодействие специалистов сопровождающих учебно-воспитательный процесс, чётко выстроенная система взаимодействия педагога доп.образования и воспитателя Г.П.Д. во внеурочной деятельности позволяет формировать коммуникативные навыки, развивать у детей творческую самостоятельность, воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре своего края.
Литература: