Особенности коррекционно-развивающей работы дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Истаева Светлана Анатольевна

Учитель-дефектолог, МДОУ "ЦРР - д/с №139", г. Магнитогорск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Истаева С.А. Особенности коррекционно-развивающей работы дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 993259


 

Педагогам дошкольных учреждений, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, хорошо известно, как трудно работать с детьми с расстройством аутистического спектра.

Коррекционная работа в данном случае упирается в трудность в установлении контакта: обычно эти дети не реагируют на попытки вовлечь их в игру, не испытывают потребности в общении со взрослыми и детьми, могут метаться по кабинету или проявлять агрессию к педагогу и детям.

Без специальной помощи детей с расстройствами аутистического спектра становятся тяжелыми психическими инвалидами. В случае раннего начала коррекционной работы с помощью правильно подобранных методов, создания специальных условий, удается повысить уровень жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи.

Сложная, искаженная структура психического дефекта при расстройстве аутистического спектра требует реализации комплексного подхода в коррекционно-развивающей работе. Необходимо задействовать к коррекционной работе специалистов различного профиля: детских психиатров, невропатологов, дефектологов, логопедов, психологов, воспитателей, музыкального работника, инструктора физического воспитания и др.

Важным этапом работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра является строгое соблюдение последовательности коррекционных воздействий с учетом особенностей эмоционального, интеллектуального и речевого дефектов. Процесс коррекции должен исходить из уровня развития эмоциональной и интеллектуальной регуляции поведения ребенка.

Коррекционные занятия лучше проводить с участием родителей, так как ряд важных коррекционных мероприятий дети должны закреплять дома.

В отечественной психологии разработано направление коррекции эмоциональных расстройств у детей с аутизмом на основе уровневого подхода.

Целями психологической коррекции в работе с детьми с тяжелой степенью психической дезадаптации являются:

  1. Преодоление негативизма;
  2. Установление контакта с аутичным ребенком;
  3. Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта;
  4. Устранение тревоги, беспокойства, страхов;
  5. Уменьшение отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.

Важной задачей коррекционной работы является развитие у ребенка доступных ему способов аффективной адаптации к своему окружению, прежде всего к близким для него людям.

Коррекционная работа с детьми с расстройством аутистического спектра проводится поэтапно.

Методические требования к занятиям:

  1. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме;
  2. Объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности, в одних и тех же высказываниях;
  3. Речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность. Не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом. Зачастую целесообразно перейти на шепотную речь;
  4. Занятия необходимо проводить в одно и то же время и в одном и том же месте;
  5. После выполнения задания педагог должен обязательно обращать внимание ребенка и окружающих на его успехи. Даже минимальная активность ребенка с аутизмом требует обязательного поощрения.

В процессе занятий с детьми с расстройством аутистического спектра важен комфорт. Это достигается организацией спокойной, щадящей для ребенка обстановки помещения, исключающей наличие каких бы то ни было посторонних раздражителей, ярких и скрипучих предметов, но и внешним видом членов группы, позитивным эмоциональным настроем педагога на занятие, отсутствием посторонних лиц.

Поскольку дети с расстройством аутистического спектра отличаются крайне низкой произвольной психической активностью, это затрудняет проведение с ними коррекционных занятий. Для усиления психической активности в ситуацию индивидуальных игровых занятий целесообразно вводить дополнительные коррекционные приемы в виде музыки, ритмики, пения, шепотной речи и др. Кроме того, у многих детей с расстройством аутистического спектра наблюдается пристрастие к одному предмету, с которым ребенок не расстается в процессе занятий, предпочитая играть только с ним. В связи с этим необходимо еще раз напомнить о необходимости соблюдения в ходе занятий принципа стимуляции и поддержки развития сохранных сторон психики, преобладающих интересов и эмоциональных пристрастий.

Для установления эмоционального контакта с ребенком необходимо использовать аутостимуляции, наблюдаемые у ребенка в процессе занятий.

Тактильный контакт с данным ребенком имеет важное значение в формировании эмоционального общения с ним. Решение этой задачи успешно осуществляется в процессе специальных игр.

Дети с расстройством аутистического спектра очень любят ритмичные постукивания, движения, интонации, ритмичную музыку. Очень важным для эмоционального контакта с ребенком является озвучивание педагогом заданной ритмической формы. С этой целью можно использовать различные потешки, стихи и т.д.

Таким образом, важным ориентиром в организации коррекционной помощи детям с расстройством аутистического спектра является выделение ведущего симптомокомплекса, лежащего в основе их психического дефекта. Это требует тщательной комплексной диагностики структуры и уровня дефекта, особенностей взаимодействия психических функций на разных этапах их развития.

Главным и перспективным направлением деятельности специалистов, является разработка методов психологической помощи детям с расстройством аутистического спектра с обязательным учетом не только уровня аффективной дезадаптации ребенка, но и специфики ее клинических проявлений. К сожалению, в настоящее время число таких исследований невелико. Это обусловлено отсутствием четкой клинической классификации раннего детского аутизма, когда в данную нозологическую группу нередко попадают дети с аутистическими синдромами, с ранней детской шизофренией, с психогенными реакциями и пр.

 

Литература:

 

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Череднякова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Дорваль, 1993. 90 с.
  2. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. 236 с.
  3. Беттельхейм Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение. Традиция, 2004.783 с.
  4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л.,1981.
  5. Лебединская К.С, Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. 1988. № 2. С. 10-15.