Семенова Эльмира Гарифулловна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №37", г. Воркута
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Семенова Э.Г. Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 982259
Существует большое количество методов, способов и форм развития речи детей дошкольного возраста. Среди них – технология ТРИЗ. Это один из эффективных методов повышения качества речевого развития. Хочу представить вам игры с элементами ТРИЗ, которых активно использую в своей работе.
Игра «Теремок»
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Лексическая тема недели – «Дары осени». Вспоминаем с детьми сказку «Теремок». Предлагаю сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры: каждый ребенок получает маску фрукта или овоща. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный – магнитная доска) и проводят с хозяином следующий диалог:
– Кто в теремочке живет?
– Я груша, а ты кто?
– Я яблоко, пусти меня жить.
– А ты расскажи, чем похож и чем отличаешься от меня?
Каждый фрукт и овощ должен рассказать, чем он похож и чем отличается от груши.
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Составление сказок
Рассказывание и сочинительство пользуется у детей особой популярностью.
Составление текстов сказочного содержания позволяет ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время.
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
В нашей группе есть большая книга сказок, в которую вошли сказки , составленные детьми.
Алгоритм построения тренинга:
Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Для организации игры необходим набор картинок или иллюстраций как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом в логической последовательности.
Цель: учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий
Таким образом , получается рассказ, сказка или история.
Мнемотаблицы
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. В нашей группе вошло в привычку после чтения литературного произведения составлять мнемотаблицу. Например, мнемотаблица на тему «Ложка», «Петушок», «Ежик» и др.
Следующая игра «Разложи картинки по сходству». Например, посередине картинка – корова. Среди всех картинок ребенок должен выбрать только те, которые подходят к корове. Проводится классификация. Дети раскладывают картинки и объясняют, почему положили именно так.
При составлении описательных рассказов использую метод личностной аналогии – эмпатию. Это предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-либо предмета или явления. Когда составляли рассказы о животных Севера дети представили себя этими животными – кто-то был северным зайцем, кто-то – олень, песец и другие. Такой метод развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания.