Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности

Семенова Эльмира Гарифулловна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №37", г. Воркута

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Семенова Э.Г. Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 982259


 

Существует большое количество методов, способов и форм развития речи детей дошкольного возраста. Среди них – технология ТРИЗ. Это один из эффективных методов повышения качества речевого развития. Хочу представить вам игры с элементами ТРИЗ, которых активно использую в своей работе.

 

Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Лексическая тема недели – «Дары осени». Вспоминаем с детьми сказку «Теремок». Предлагаю сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: каждый ребенок получает маску фрукта или овоща. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный – магнитная доска) и проводят с хозяином следующий диалог:

– Кто в теремочке живет?

– Я груша, а ты кто?

– Я яблоко, пусти меня жить.

– А ты расскажи, чем похож и чем отличаешься от меня?

Каждый фрукт и овощ должен рассказать, чем он похож и чем отличается от груши.

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

 

Составление сказок

Рассказывание и сочинительство пользуется у детей особой популярностью.

Составление текстов сказочного содержания позволяет ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

В нашей группе есть большая книга сказок, в которую вошли сказки , составленные детьми.

Алгоритм построения тренинга:

  • Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
  • Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.
  • Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
  • Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
  • Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
  • Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
  • Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
  • Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

 

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Для организации игры необходим набор картинок или иллюстраций как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом в логической последовательности.

Цель: учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий

Таким образом , получается рассказ, сказка или история.

 

Мнемотаблицы

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. В нашей группе вошло в привычку после чтения литературного произведения составлять мнемотаблицу. Например, мнемотаблица на тему «Ложка», «Петушок», «Ежик» и др.

 

Следующая игра «Разложи картинки по сходству». Например, посередине картинка – корова. Среди всех картинок ребенок должен выбрать только те, которые подходят к корове. Проводится классификация. Дети раскладывают картинки и объясняют, почему положили именно так.

 

При составлении описательных рассказов использую метод личностной аналогии – эмпатию. Это предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-либо предмета или явления. Когда составляли рассказы о животных Севера дети представили себя этими животными – кто-то был северным зайцем, кто-то – олень, песец и другие. Такой метод развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания.