Конспект занятия по математике в средней группе «Число и цифра 5»

Алиева Екатерина Кязымовна

Воспитатель, СП ГБОУ СОШ Детский сад "Рябинка", с. Надеждино, Самарская Область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Алиева Е.К. Конспект занятия по математике в средней группе «Число и цифра 5» // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 981662


 

Цель: формирование числа «5» и обозначение его цифрой «5». Развивать память, воображение, мышление.

Задачи:

1. Познакомить с числом и цифрой 5, научить соотносить количество предметов с цифрой. Развивать математическую речь, навык устного счета в пределах 1 до 5, умение работать самостоятельно.

Оборудование: доска, фишки цветные.

Раздаточный материал: полоски, фишки на каждого ребенка .карточки с цифрой «5» на каждого ребенка.

Демонстрационный материал: картинки деревьев, монетки нарисованные и настоящие по «1 коп», по «1 руб», по «5 коп», по «5 руб». Карточка с цифрой «5».

Воспитательная работа: Здраствуйте, ребята, давайте со всеми поздороваемся.

Ребятки, посмотрите, пожалуйста, на свои пальчики. Сколько их. (Пальцы) А у вас, сколько пальцев? (5) А вы можете посчитать так, что бы было понятно, как получилось 5? (Один пальчик – мизинчик (загибает) и т. п.)

Дети повторяют ваши действия.

В-ль: А можно сказать пять мизинчиков всего на руке? Почему? (А пять чего? (Пять пальцев). Пальцы считать умеете. Теперь работникам надо дать работу: хлопните ладошками 5 раз, а я буду после каждого хлопка камешки кидать. Сколько камешков получится в банке? Проверим. Приготовились, начали!

Вы ни чего не показываете, просто кидаете камешки в банку.

В-ль: Не торопитесь, чтобы я успела камешек бросить, и считайте. Проверим. Сколько раз вы хлопнули? (Пять).

Вы выкладываете фишки в ряд, сами считаете.

В-ль: Один, два… пять, всего пять раз хлопнули, сколько задумали, столько и сделали.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать

Крепкие, дружные, все такие нужные.

На другой руке пять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Ход занятия.

В-ль: А теперь поиграем в математические игры. Посмотрите, сколько фишек на табличке? А теперь столько же раз, сколько фишек, попрыгайте и считайте.

Вот какие вы молодцы, сколько пальцев на руке – сосчитали, сколько раз хлопнули – сосчитали, сколько раз прыгнули – сосчитали! Молодцы! А вот картинки-то сосчитать… неизвестно, получится или нет! Садитесь.

Дети берут стулья и садятся за столы.

В-ль: Ну вот это-то вы не посчитаете? (Сосчитаем… пять. Пять деревьев). Пять деревьев? Проверим. Одно дерево – береза (ставим точку, да еще одно дерево – дуб (точка, да еще одно дерево – сосна, да еще одно дерево – ель (точка, да еще одно дерево – рябина (точка). Одно (считаем точки, два … пять. Всего (общий жест рукой) пять деревьев. Правильно сосчитали, всего 5 деревьев.

В-ль: Докажите, что 5 деревьев. Когда будите класть кружки вместо дерева, говорите вслух, вместо какого дерева кладете. Какое первое у нас дерево? (Береза) Так как вы скажите? (Одно дерево – береза). Сколько кружочков положили? (Один)

Показывайте на следующее дерево и т. д.

В-ль: Сколько всего фишек положили? (5). Так сколько всего у нас деревьев? (5 деревьев). Считаем вместе.

Деревья сосчитали, молодцы!

Повторите способ.

В-ль: (Меняется интонация) О зайка пришел!

Зайка: О чем это вы тут говорите?

В-ль: Зайка, мы говорим о том, как образуется 5 деревьев

В-ль: Кто Зайке объяснит, когда же говорят «5 чего»?. Да, когда один, да еще один, да еще один, да еще один, да еще один (показываете на каждую точку) чем то похожи. Тогда их можно обозначить точками.

Зайка : Это я понял. А что же я буду с собой кружочки носить? Но ведь рассыплешь и не правильно сосчитаешь!

В-ль: (Азартно). Знаешь, Зайка, что придумали взрослые (чудо… Они придумали число пять обозначать цифрой пятеркой. Поставишь цифру пятерку «5» (ставите) и не потеряешь.

Уберите фишки, а рядом с картинками ставьте цифры.

В-ль: Можно не считая, увидев эту цифру сказать: что обозначает эта цифра пятерка? (Всего 5) Пять чего? (Пять единиц). Это может быть 5 книг,5 тарелок, пять карандашей, 5 копеек (показывает 5 монеток… А знаете, что еще придумали взрослые! Все 5 копеечек спрятать в одну монетку. Как это они сделали? Написали цифру 5.

Покажите крупную нарисованную монетку 5 и настоящую.

В-ль: Потом посмотрите у родителей монетки, как люди удобно придумали хранить монетки.

Положите рядом с монеткой «5коп» монетки по «1коп» или по «5руб» и по «1руб»

Хороводная игра

Зайка в лапах карточка с цифрой»5», цифра перевернута.

Зайка: Пока вы играли, я забыл, что это такое? (Цифра 5). Я спросил у А.С., что это за картинка. Она сказала: «Это не картинка, это тебе скажет, сколько всего надо взять». Я ее так поставил, она молчит. Я ее так перевернул – она все равно молчит, не говорит.

В-ль: А вам говорит что-нибудь? (это цифра пятерка, говорит, что надо взять чего ни будь 5).

Зайка: Чего пять, не понял? (Пять единиц)

В-ль: Правильно, 5 единиц того, что тебе нужно.

Зайка: Ну, теперь я все понял. А вы молодцы такие, мне все смогли объяснить.

Анализ:

В-ль: Ребята, что мы с вами сегодня учили? (Ответы) С множествами чего мы работали? С какой цифрой познакомились?

А теперь пришло время гулять.