Консультация для педагогов на тему: «Театральная деятельность детей с ОВЗ, как средство преодоления речевых нарушений»

Проскурина Светлана Ивановна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 "Искорка", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Проскурина С.И. Консультация для педагогов на тему: «Театральная деятельность детей с ОВЗ, как средство преодоления речевых нарушений» // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 07.10.2024).

Заказ № 978997


 

Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.

Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.

Выяснить образовательные потребности педагогов в вопросах речевого развития.

Познакомить педагогов с разными видами театров.

Ход консультации

1. Приветствие:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на моей консультации.

2. Основная часть

«Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». Константин Сергеевич Станиславский

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Главной целью учителя-логопеда является создание условий для коррекции речевых нарушений детей с ОВЗ и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Любое нарушение речи в той или иной степени, как правило, отражается на поведение ребенка.

Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Овладение выразительными средствами общения бывают: вербальными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации); невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Как утверждал Лев Семенович Выготский: «Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог)».

Игры и упражнения объединяют, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях на развитие интонационной выразительности речи:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Упражнение на развитие мелкой моторике.
  3. Упражнение для эмоционального развития.
  4. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи.
  5. Логоритмические упражнения.
  6. Театральные этюды.
  7. Игры – драматизации.
  8. Мнемотаблицы и мнемодорожки.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки.

В режиссерских играх, к которым относятся настольный театр игрушек и картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрирует его действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети - артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью. Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение – сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной речи.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

Театрализованные игры дают возможность детям перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность дает возможность использовать ее как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

 

Литература:

 

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду. М.: 2010.
  2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М.: 1983.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. 1997.
  4. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. Дошкольное воспитание, 1998. №9.
  5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. М.: «Просвещение». 1973.
  6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: 2009.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: 2000.
  8. Поляк Л. Театр сказок. СПб.: «Детство-пресс», 2009.
  9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: 1994.
  10. Смирнова Е.О., Зебзеева В.А., Ильина С.К. Игры с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера. 2009.
  11. Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей. М.: 2012.