Структура современного урока физкультуры в начальных классах, условия его эффективности и специфики организации

Вдовиков Андрей Анатольевич

Учитель физической культуры, КГУ "ОШ №16", г. Костанай. Республика Казахстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Вдовиков А.А. Структура современного урока физкультуры в начальных классах, условия его эффективности и специфики организации // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 978214


 

Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.

Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.

После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятия.

Таким образом, в построении каждого урока различаются три части:

  • первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной;
  • вторая часть – направленная на выполнение основных задач урока, условно называется основной;
  • третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.

Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

 

Эффективность урока, прежде всего, зависит от:

  • подготовки учителя и выполнения им плана-конспекта урока;
  • от заблаговременной подготовки мест занятий, применения рациональных форм организации деятельности учащихся, методических приемов, обеспечивающих постоянную занятость детей, применения наглядных пособий, средств ТСО, использования музыкального сопровождения (как фонового, так и специально-подобранной музыки), привлечения к проведению урока помощников из числа учащихся.

Для управления активностью учащихся используют ряд методических приемов:

  • конкретизация задач (как общих, так и на каждый фрагмент урока);
  • постановка задач поискового характера;
  • варьирование содержания и способов организации выполнения упражнений;
  • объяснение учителем техники упражнения по ходу его выполнения одним из учеников;
  • задания по самоанализу в старших классах;
  • задания с выбором способа для наиболее рационального решения задач;
  • задания творческого характера (составление комбинаций, комплексов упражнений);
  • использование беспредметных связей;
  • использование элементов проблемного обучения – в этом случае учитель предлагает задачи, создающие проблемную ситуацию как на 1 урок, так и на серию уроков. Способы постановки проблемных задач могут быть в одном случае, когда ученики знакомятся со всеми средствами решения задач и выбирают лучшее, либо самостоятельно подбирают средства, опираясь на полученные знания. Повышает эффективность применения игрового и соревновательного методов, за счет эмоциональной напряженности и соперничества.

Повышение эффективности урока физической культуры.

Эффективность педагогической деятельности учителя – это комплексная характеристика реальных результатов деятельности с учётом соответствия этих результатов социальному заказу общества школе.

Эффективность деятельности педагога складывается из:

Целевая эффективность – способность ставить перед собой реальные диагностируемые цели, направленные на достижения необходимого уровня конечных результатов.

Ресурсная эффективность – характеризует степень целесообразности использования всех ресурсов. За счет чего был достигнут конечный результат. Проводится мониторинг физического и психологического здоровья учеников.

Социально-психологическая эффективность – это степень влияния деятельности учителя на морально-психологический климат, удовлетворённость учеников своим трудом, развитие их потребностей и мотивов.

Технологическая эффективность – ученик поставлен в такие условия, что ему необходимо разрабатывать новые формы и методы освоения ЗУН (знания, умения, навыки), т.е. формируется умение планировать и осуществлять оценку в ходе выполнения физических упражнений.

Составляющие эффективности урока:

  • конкретность поставленной цели и задачи;
  • заинтересованность учителя и ученика;
  • результативность;
  • разнообразие и рациональное применение методов;
  • эмоциональная атмосфера;
  • индивидуальная работа;
  • выбор типа урока;
  • прогнозирование результата;
  • польза;
  • доступность;
  • активная самостоятельность;
  • ТСО;
  • моторная плотность;
  • заинтересованность и доступность;
  • личность учителя;
  • толчок к поиску;
  • обратная связь.

Эффективность работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:

  • целенаправленность его деятельности на уроке;
  • характер отношения с учащимися;
  • индивидуально-личностный подход;
  • дифференцированный подход;
  • методы обучения и формы;
  • работа по формированию общеучебных ЗУН;
  • работа по развитию познавательного интереса;
  • объективность оценки ЗУН.

Эффективность работы учащихся складывается из следующих позиций:

  • уровень самостоятельности;
  • отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;
  • наличие познавательного интереса;
  • знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

При проведении уроков физической культуры нужно обязательно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.

Прежде всего, каждый педагог должен постоянно помнить, что на уроке мало лишь физически нагрузить учащихся согласно учебной программе. Все уроки должны приносить детям наслаждение от различных физических упражнений, эмоциональной их подачи, способствовать физическому совершенствованию. Необходимо найти такие методы и средства обучения, которые вызвали бы наибольшую активность и заинтересованность школьников. В то же время в каждом классе начальной школы учащиеся должны освоить определенный объем знаний, приобрести конкретные умения и навыки, улучшить свою физическую подготовленность. В младших классах нужно стремиться так, подбирать физические упражнения, чтобы они не только были направлены на обучение двигательным действиям, но и активно содействовали укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию детей, развивали необходимые двигательные качества, способствовали формированию правильной осанки, становлению школы движений.

На каждом уроке необходимо обеспечивать постоянную занятость и активность учащихся.

При высокой плотности урока иногда бывает, что дети утомляются, особенно первоклассники. В этом случае надо быстро переключиться на другие упражнения со значительно меньшей нагрузкой. Активизации внимания содействуют строевые упражнения с простейшими перестроениями, а также выполнение различных движений под музыкальное сопровождение.

Учитывая психологические особенности младших школьников, уроки физической культуры необходимо строить на фоне положительных эмоций. В связи с этим наравне с другими методами проведения упражнений нужно чаще использовать игровой метод.

Урок физической культуры, особенно в 1 классе, должен быть занимательным. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность форм, в которые облекаются физические упражнения.

Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь и усилить внимание детей, активизировать двигательную активность учащихся.

В работе с младшими школьниками используются упражнения подражательного характера. Подражая действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовлетворением выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей к многократному выполнению действий, способствующему их закреплению, воспитанию физических качеств. Дети могут подражать движениям, повадкам животных, птиц, насекомых, растениям, различным видам транспорта.

Большое значение в решении задач физического воспитания в работе с младшими школьниками имеют подвижные игры. Они включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие. Подвижные игры способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности и инициативы, дружбы и товарищества.

Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть краткими по времени и сопровождаться частыми передышками.

Учитывая, что мышцы и связки у детей этого возраста еще недостаточно окрепли, нельзя давать игры с большими силовыми напряжениями.

Мышление у детей младшего школьного возраста (особенно у учащихся 1-2-х классов) в основном образное, предметное. В связи с этим в первые два года обучения в школе большое место занимают игры сюжетные, с элементарными правилами и простой структурой, которые способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумки и творчества.

В дальнейшем следует подразделять детей на несколько групп или команд и проводить игры с элементами соревнований, готовящие детей к простейшим командным играм («Гонка мячей», «Передача мячей», «Мяч среднему», «К своим флажкам»), и игры - эстафеты.

В 3 классе проводятся более сложные игры: с водящим «Караси и щука», «Невод»; с делением на команды («Перестрелка», «Охотники и утки»).

Характерны для детей младшего школьного возраста и игры с элементами таинственности, неожиданности («Жмурки», «Отгадай, чей голосок»).

На уроках в 1-2-х классах проводится обычно 1-2 игры, в 3-4-х – одна игра. Игры проводятся в любой части урока.

Наконец, в этом возрасте увлекают детей такие игры, в которых они могут проявить свою ловкость, быстроту и точность движения, координацию и меткость. Содержание таких игр ограничивается только точным выполнением определенного движения.

Дети 1-3-х классов очень активны. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому в этих классах надо назначать водящих в соответствии с их способностями или выбирать путем расчета до условного числа.

Желательно сменять водящего чаще, чтобы удовлетворить потребность детей в активности, воспитывать у них ответственность за порученное задание и развивать элементарные организаторские навыки.

Учитывая большую подвижность детей и их ранимость, не рекомендуется выводить детей из игры за ошибки. Если же игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго.

К нарушениям поведения в игре, несоблюдению правил учитель должен относиться терпимо, помня, что нарушения происходят в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.

Подвижные игры на уроках в 1-3-х классах используются для воспитания активного и сознательного поведения учащихся в коллективе: бегать, не мешая друг другу, действовать быстро, по установленному сигналу, быстро включаться в игру, подчиняться авторитету водящего, видеть границы площадки.

Некоторые уроки в 1-3-х классах могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами, чтобы установить, насколько, учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать, самостоятельно проводить их.

Для проведения большинства игр в 1-3-х классах нужны пособия и инвентарь. У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно, поэтому им нужен красочный инвентарь.

Большое внимание в работе следует уделять предметным ориентирам, которые создают реальные условия для выполнения упражнений. Подобные ориентиры способствуют овладению техникой движения. Урок проходит интереснее и эмоциональнее.

В младших классах особенно необходимо строго придерживаться дифференцированного подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности. Это достигается соответствующим дозированием нагрузки, подбором упражнений, постоянным наблюдением за проявлением признаков утомления.

Необходимо использовать в работе с младшими школьниками и домашнее задание. В качестве домашних заданий предусматриваются ОРУ на развитие гибкости, быстроты, ловкости, координации движений, чувства равновесия, исправления неправильной осанки.

Домашние задания по физической культуре должны не только содействовать закреплению пройденного материала, но и активизировать двигательный режим ученика.

Домашние задания по физической культуре имеют и воспитательное значение: при систематическом выполнении упражнений у учащихся воспитывается активность, уверенность в своих силах, внутренняя собранность, аккуратность, дисциплинированность.

Немыслим современный урок и без сообщения учащимся необходимых теоретических сведений. При этом не следует опасаться, что младшие школьники не в силах освоить их. Уже в младшем школьном возрасте дети успешно воспринимают довольно сложные знания и способны переносить их на практическую деятельность. В ходе уроков по мере прохождения учебного материала необходимо объяснять учащимся практическую значимость и технику выполнения конкретных упражнений, их воздействие на организм, возможность их применения самими учащимися. Как правило, теоретические сведения сообщаются на кратких беседах в течение 2-3 мин или в виде интересных, с образными сравнениями сообщений по ходу урока.

Специфические особенности урока физкультуры создают благоприятные возможности для воспитания нравственных, морально-волевых качеств, культуры поведения. Использовать эти возможности нужно с первого же урока в 1 классе. Как показывает опыт, нередко дети теоретически знают, как надо себя вести, а в жизни этих правил не придерживаются. Поэтому задача состоит в такой организации занятий, с помощью которой обеспечивалось бы эффективное воспитание у школьников морально-нравственных качеств в процессе коллективных действий, где эти качества необходимо все время проявлять. Коллективные занятия физкультурой дают возможность детям практически реализовать правила морально-нравственного поведения в ходе совместных действий класса, группы, команды. Именно здесь учащиеся на личном опыте убеждаются, что успех общего дела зависит от организованности, дисциплинированности, взаимопомощи, от морально-волевых усилий, проявленных каждым членом коллектива.

В младших классах начинается путь наших детей в мир знаний, в мир постоянного физического совершенствования. И чем четче будет проложен этот путь школьными педагогами, тем быстрее и успешнее учащиеся достигнут поставленных целей. Значительную лепту в это исключительно важное дело должны внести учителя физической культуры, которых по праву называют учителями здоровья.