Использование ИКТ на уроках иностранного (английского) языка как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого и второго уровней обучения

Богданова Валентина Николаевна
Корчакина Ирина Владимировна

Учитель иностранных языков, МБОУ "СОШ №7", Алексеевский район
Учитель иностранных языков, МБОУ "СОШ №7", Алексеевский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богданова В.Н., Корчакина И.В. Использование ИКТ на уроках иностранного (английского) языка как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого и второго уровней обучения // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 972855


 

Образовательное пространство развивающего типа может быть организовано с помощью новых педагогических технологий, одной из которых является информационно-коммуникационная технология.

На уроках английского языка при помощи информационно-коммуникационных технологий возможно выполнять целый ряд дидактических задач: развивать навыки умения чтения, используя материалы глобальной сети интернет; улучшать умения письменной речи учеников; увеличивать словарный запас учащихся; формировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Ученики могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. [1].

Обучая иностранному языку, Интернет помогает в развитии умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая истинный интерес и, следовательно, эффективность. ИКТ технологии не просто создают реальные ситуации из жизни, но и подталкивают обучающихся реагировать на них адекватно, посредством иностранного языка. И когда это начинает удаваться, то можно уверенно сказать о сформированности коммуникативных УУД у школьников [3].

К особенно часто применяемым в учебной деятельности средствам ИКТ относятся:

  • электронные учебники и пособия, которые демонстрируются при помощи компьютера и мультимедийного проектора;
  • электронные энциклопедии и справочники;
  • тренажеры и программы тестирования;
  • образовательные ресурсы Интернета;
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  • видео и аудиотехника;
  • научно-исследовательские работы и проекты.

Формирование коммуникативных УУД средствами информационных технологий – это сильный фактор обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Опираясь на опыт работы можно удостовериться, что при обучении учащихся первого и второго уровней нужно нацелить  на использование ИКТ-технологий и ЭОР (цифровых образовательных ресурсов). Что дает возможность сформировать у ребенка понятие об универсальности приемов работы с информацией, расширить его кругозор.

Формируя и совершенствуя коммуникативные УУД на уроках английского языка при помощи работы с информационно-коммуникационными технологиями, можно использовать:

  • Метод проектов

Это действенный метод организации самостоятельной деятельности учащихся, который предусматривает вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность на уроке. Одной из возможностей такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. Парная или групповая работа обучаемых с использованием средств ИКТ оказывается наиболее эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.

  • Компьютерные презентации.

Начиная со второго уровня обучения, проводятся уроки – конференции, где учащиеся работают с докладами и презентациями по разным темам. Например: «Моя любимая книга», «Мой любимый журнал», «Известный ученый, композитор» и т.д. При такой организации урока ребята учатся тому, как правильно сделать презентацию, учатся выступать перед зрителями, презентовать себя. Ну и конечно же самое главное формируются коммуникативные УУД.

  • Электронные учебники и компьютерные программы.

Электронные учебники дают возможность самостоятельно работать с материалом урока, выполнять тренировочные упражнения на его активизацию, проходить тесты на выявление уровня усвоенного самостоятельно материала. При этом некоторые электронные учебники содержат тесты разного уровня сложности, учащийся с каждым разом старается справиться с заданиями более высокого уровня.

Электронные учебники и компьютерные программы часто используют при введении, закреплении и активизации учебного материала и нагляднее и привлекательнее для учащихся, чем их учебники. Работа с ними повышает мотивацию и познавательный интерес учеников. Такое представление нового материала формирует наиболее глубокое и эффективное его усвоение, осознание, развивает память, расширяет словарный запас и воображение [2].

Формы организации учебной деятельности с использованием ИКТ: самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады. Для контроля уровня знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках иностранного языка можно применять письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.

Для развития и формирования коммуникативных УУД используются разнообразные виды работы с определенными упражнениями (сопоставление, множественный выбор, заполнение пропусков, перевод, коррекция), задания на аудирование, различные виды чтения и упражнения при работе с текстом, такие как смысловое чтение, прогнозирование содержания текста по заголовку и ключевым словам, восстановление пропущенных слов по контексту, диалоги [4].

Использование ИКТ на различных этапах урока дает возможность:

  • формировать умение обучающихся разбираться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

В процессе практической деятельности можно увидеть, что ИКТ технология при правильной организации даёт очень высокий развивающий эффект процесса обучения. Она расширяет и углубляет знания детей в конкретной образовательной области, формирует навыки самостоятельной познавательной деятельности, умения найти способ решения поставленной задачи и работать с информацией.

Результатом работы с использованием ИКТ можно считать и то, что дети перестают воспринимать компьютер как дорогую игрушку, а видят в нем способ, позволяющий решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, что творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире, развивается.

Важно отметить, что внедрение  в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но работа с новыми технологиями позволяет не только в разы повысить эффективность обучения, но и стимулировать у учащихся мотивацию к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

 

Литература:

 

  1. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе: сборник материалов I региональной конференции. Красноярск, 2004.
  2. Коноплева И.С., Чубова А.П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. 2007. № 5.
  3. Подопригора Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам. ИЯШ №5. 2003.
  4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.