Пахомова Надежда Сергеевна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 47", г. Воткинск, Удмуртская Республика
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Пахомова Н.С. НОД в средней группе на тему "Дикие животные наших лесов" // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 933101
Цель: расширить представления детей об образе жизни диких животных.
Задачи:
Обучающие:
1) уточнить знания о диких животных, об их жилищах, о том, чем они питаются, о детенышах животных;
2) учить называть отличительные особенности (признаки) диких животных;
3) упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно–ласкательными суффиксами.
Развивающие:
1) формировать навыки связной речи, умение составлять рассказы по предложенной схеме;
2) развивать воображение.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и заботливое отношение к диким животным родного края.
Активизация словаря: лесные животные, куцый, бурый.
Предварительная работа: чтение художественных произведений (сказки: «Колобок», «Три медведя», «Козлятки и волк», «Лиса и кувшин»; рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц», В. Бианки «Купание медвежат»); рассматривание иллюстраций диких животных, беседы, дидактические игры: «Чей это домик», «Кто чем питается», «Чей малыш».
Развивающая предметно–пространственная среда: поющая птица, конверт с письмом, «волшебная» палочка, картинки «Знаки поведения в лесу», коллаж «Животные в лесу», резиновые игрушки (лиса. заяц, медведь), мнемотаблица (схема рассказа о диком животном), магнитофон с записью «Звуки леса», картинки с животными и детенышами, бочонок с конфетами.
Используемые технологии:
Описание содержания НОД и способов организации достижения воспитанниками планируемых результатов:
Организационный момент (Дети входят).
Воспитатель: – Ребята, подойдите все ко мне, встаньте красиво, повернитесь лицом к гостям. Давайте посмотрим на гостей, посмотрим друг на друга.
Встаньте рядышком друг к другу,
Скажем все мы «Здравствуйте!»
Ручками похлопаем, ножками потопаем.
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется.
Доброе утро, мальчики и девочки.
Доброе утро, гости дорогие.
– Посмотрите, гости нам улыбаются. И вы улыбнитесь им, подарите нашим гостям ваши красивые улыбки.
Воспитатель: – А теперь, мои друзья, все внимание на меня. Ребята, сегодня утром, когда я открыла окно, чтобы проветрить нашу группу, к нам залетела маленькая птичка – канарейка и принесла письмо. Давайте прочитаем, что в нем написано. (воспитатель открывает конверт и делает вид, что читает).
Воспитатель: – Ребята, письмо прилетело к нам из леса, мама–медведица обеспокоена тем, что снег уже растаял, пришла весна, а маленький медвежонок все спит. Медведица просит вашей помощи, чтобы разбудить медвежонка. Поможем ей?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Тогда нам нужно как–то попасть в лес. Но как мы это сделаем? Как мы доберемся до леса? (Ответы детей: на автобусе, на вертолете, на самокате, на поезде и т.д.)
Воспитатель: –– Вариантов у вас много. Молодцы. Но у меня есть другое предложение. Посмотрите, у меня есть волшебная палочка, и я знаю волшебные слова, которые нам помогут попасть в лес: «Мы идем в весенний лес, полон разных он чудес.»
– Теперь нужно два раза вокруг себя обернуться. И вот мы с вами оказались в лесу!
Основная часть.
Воспитатель: – Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу?
Дети: – Да
Воспитатель: – Давайте их вспомним (показываю картинки «Знаки поведения в лесу»: не шуметь, не мусорить, не разжигать костер).
Воспитатель: – Хорошо, ребята. Я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу, но не забывайте их выполнять.
Воспитатель: – Ребята, а кто живет в лесу? (животные) Правильно, в лесу живут животные. А вы знаете какие? (белка, лиса, волк, медведь, заяц). А как их можно назвать одним словом? (дикие) А почему их называют дикими? (Дикие – потому что сами о себе заботятся.) А еще их называют лесными животными, потому что они живут в лесу.
Воспитатель: – Животных очень много в лесу, но увидеть их не просто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей. Давайте сделаем бинокль из пальцев. А теперь постараемся отыскать притаившихся повсюду животных. (Дети рассматривают коллаж).
Воспитатель: – Кого вы увидели?
Дети: – Увидели волка, лису, зайца, белку, медведя.
Воспитатель: – Молодцы, ребята! Какие вы внимательные и зоркие. А вы сможете описать животных, которых увидели в бинокль? (Ответы детей) А поможет нам вот такая схема. И начнем мы с вами… А вот с кого начнем, вы мне сами сейчас скажете, если отгадаете загадку:
«Эту хитрую плутовку
Знают здешние леса.
Кто наводит страх на зайцев?
Это рыжая «лиса».
Дети работают по схеме:
– Кто это? (лиса)
– Как выглядит лиса? (части тела)
Воспитатель: – А вы знаете зачем ей такой пушистый длинный хвост? (хвост служит рулем для быстрого бега и для того, чтобы прыгать точнее, а еще она им заметает следы от собак, чтобы ее не нашли).
– Какого цвета? (рыжего)
– Чем питается? (мышами, зайцами)
– Где живет? (в норе)
– Как зовут детенышей у лисы? (лисята, лисенок)
Воспитатель: – А не хотите ли вы превратиться в лису? А превращаться будем при помощи волшебных слов:
«Раз, два, три – глаза закрыли мы
Были ребятами, а стали лисятами».
Воспитатель: – Вам нужно изобразить, как лисята крадутся по лесу и подкарауливают зайцев.
«Раз, два, три – глаза закрыли мы
Были лисятами, а стали ребятами».
Воспитатель: – Ну, что, ребята, продолжим отгадывать загадки? Слушайте внимательно:
«Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета».
Дети: – Заяц.
Дети работают по схеме:
– Кто это? (Заяц)
– Как выглядит заяц? (части тела)
Воспитатель: – Ребята, посмотрите какой у зайчика короткий, маленький, пушистый хвост. А еще говорят «куцый», т.е. маленький. Давайте все вместе скажем: «куцый».
– Какого цвета? (летом – серый, зимой – белый)
– Чем питается? (зимой ест кору деревьев)
– Где живет? (днем заяц спит в снежной ямке под кустиком или под деревом)
– Как зовут детенышей зайца? (зайчата, зайчонок)
Воспитатель: – А теперь давайте превратимся в зайчиков, какие волшебные слова надо сказать?
«Раз, два, три – глаза закрыли мне,
Были ребятами, а стали зайчатами».
Воспитатель: – Зайчики прыгают на полянке; зайчики увидели лису, притаились под кустиком и трясутся от страха; лиса убежала и зайчики развеселились.
«Раз, два, три – глаза закрыли мне,
Были зайчатами, а стали ребятами».
Воспитатель: – Слушайте следующую загадку:
«Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его? … (медведь)
– Кто это? (медведь)
– Как выглядит медведь? (части тела)
– Какого цвета медведь? (бурый)
– Чем питается? (зимой спит)
– Где живет? (в берлоге)
– Как зовут детенышей медведя? (медвежата, медвежонок)
Воспитатель: – Ну что, ребята, поиграем? В кого мы сейчас превратимся, вы знаете? (ответы детей)
«Раз, два, три – глаза закрыли мы,
Были ребятами, а стали медвежатами».
Воспитатель: – Медвежата проснулись, потянулись, улыбнулись и пощли гулять по лесу.
«Раз, два, три – глаза закрыли мы,
Были медвежатами, а стали ребятами».
Заключительная часть.
(Звучит запись «Звуки леса»)
Воспитатель: – Ребята, посмотрите мамы с детенышами пошли погулять. А детеныши все разбежались. Поможем мамам найти своих детенышей? (ответы детей)
(Детям раздаются карточки с изображением животных и их детенышей. Они должны найти пару: лиса – лисята, волк – волчата, медведь – медвежата, заяц – зайчата, белка – бельчонок, еж – ежата, мышь – мышонок).
Воспитатель: – Ребята, а пока мы с вами играли – наш медвежонок проснулся. И мама–медведица оставила вам подарок – бочонок. Давайте посмотрим, что же в нем. Да тут же медовые конфеты. (Дети смотрят, что в бочонке).
Воспитатель: – Ну что, нам пора возвращаться в нашу группу.
«Обернемся два раза вокруг себя.
И снова в нашей группе очутимся»
Воспитатель: – Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Кого мы видели в лесу? А вы помните, как еще называют хвостик у зайца? Какого цвета медведь?