Мухатдинова Севиля Сахатдиновна
Точилина Ольга Леонидовна
Воспитатель, МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа», с. Дмитриевка, Ракитянский район, Белгородская область
Воспитатель, МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа», с. Дмитриевка, Ракитянский район, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мухатдинова С.С., Точилина О.Л. Значение изготовления книжек-самоделок для развития детей // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 931634
Художественные произведения, устное народное творчество содержат в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности. Так как одним из направлений нашей деятельность в детском саду является формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников. Поэтому одной из форм работы, используемой нами, в данном направлении является создание самодельных детских книг. Они вызывают не только большой интерес, но и благоприятствуют развитию творческих способностей, дети с большим удовольствием выбирают и наклеивают картинки для книг, придумывают свой финал в произведении. Также самодельная книга – это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.
Работая над самодельной книгой (создание обложки к произведению, различные виды иллюстрирования) мы работники дмитриевского детского сада стараемся направить нашу деятельность не только на то чтобы вызвать у воспитанника любовь к книге, но также мы развиваем у детей наблюдательность. Передавая свои впечатления, наши дети чувствуют себя свидетелем, а также и участником изображаемого. Чтение при создании собственной книги или возвращении второй жизни старой, потрепанной пробуждая интерес у ребенка, повышает уровень мотивации. Кроме того, когда ребенок рисует, «творит книгу», мы видим, как он с удовольствием общается с нами, со своими воспитателями и слушает наши советы, но лишь настолько, насколько они совпадают с его пониманием и желанием.
Мы рисуем, создаем аппликации по мотивам прочитанных произведений, запомнившегося героя или понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию у ребенка не только литературного вкуса, но и творческого воображения, фантазии. Самодельная книга – это важный совместный творческий проект, наших детей, нас воспитателей и их родителей. Он помогает нам, воспитывать у наших ребят любовь к родному языку и родной речи, традициям и обычаям нашей страны.
В процессе изготовления книги наряду с развитием речи ребенка и творческого мышления также мы развиваем мелкую моторику рук. Изготавливая книжки-самоделки, мы используем разнообразные материалы: бумагу, ткань т.п. Дети знакомятся с разными художественными приемами, с доступными способами изготовления и украшения книги (скручивание, сгибание, вырезание, прокалывание, пришивание, склеивание и др.). Для изготовления героев произведения мы с детьми использует искусство оригами. Работая руками и приучая пальцы к точным движениям, что особенно важно для детей, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой и координацией рук, оригами способствует развитию пространственного воображения, концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат, развивает память.
В процессе работы над книгой-самоделкой мы наблюдаем за тем, как дети учатся думать, анализировать, решать такие проблемы, как лучше сделать книгу, какие материалы использовать, как проиллюстрировать, то есть они приучаются к планированию своей деятельность.
Совместное творчество по изготовлению книг – важный процесс в развитии и воспитании нового поколения. Детские книги, выполненные своими руками, – это не новомодное веяние. Такие самоделки родители мастерили давным-давно. Сейчас же, в эпоху книжного разнообразия, книжка, сделанная с любовью своими руками, снова вошла в нашу жизнь как самый дорогой подарок. Используя разнообразные подручные материалы, ребята нашей группы создают книги, раскрывая свои творческие способности. Свою собственную книгу ребенок никогда не испортит, а это ступенька к бережному отношению к книгам в целом.