Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»

Бибикова Людмила Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №207", г. Барнаул

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бибикова Л.С. Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика» // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 931733


 

Интеграция образов областей: познание, коммуникация, социализация.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Программные задачи:

  • упражнять детей в счёте от 1 до 10 и обратно;
  • закреплять знания времени года, части суток, дни недели;
  • закреплять умение пользоваться порядковыми числительными;
  • закреплять знание характерных особенностей геометрических фигур, умение уравнивать неравные группы предметов;
  • продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, развивать речь, включая в активный словарь термины «слева», «справа», «меньше», «больше»;
  • развивать у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции;
  • воспитывать дружелюбие по отношению друг к другу, умение слушать товарищей, интерес к математике, желание заниматься.

Ход занятия

Дети стоят в кругу. Приветствие:

«Я – твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

Воспитатель: Предлагаю пальчиковую гимнастику: «Пальчики уснули, в кулачке свернулись (счёт до 10 и обратно)».

ПАЛЬЧИКИ УСНУЛИ

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.

Один, два, три, четыре, пять

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять, десять.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть, пять

Четыре, три, два, один –

Снова мы в кроватках спим.

Воспитатель: Взяв хорошее настроение, мы с вами отправимся в страну Математика. В стране Математика кто живёт?

Дети: Числа, геометрические фигуры, знаки, задачи.

Воспитатель: Да, правильно. Ну, тогда в дорогу. Приготовились: закрываем глаза и медленно вращаемся вокруг себя – раз, два, три – обернись и в сказке окажись. Ну и это ещё не всё – чтобы нас пустили в сказочную страну Математику нам надо назвать пароль.

Прохождение пароля.

Ход: Дети стоят в кругу и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

  1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
  2. Сколько дней в неделе? (7)
  3. Сколько глаз у светофора? (3)
  4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
  5. Сколько солнышек на небе? (1)
  6. Сколько лап у двух собак? (8)
  7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
  8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
  9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
  10. Сколько рогов у двух коров? (4)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание:

Загадки

 

Ребёнок:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи!

В дом свой – улей, пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, что знает

Когда это бывает? (Весной)

 

Ребёнок: Я соткана из зноя

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь! – приглашаю

И любите за это

Вы все меня. Я… (Лето)

 

Ребёнок: Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

 

Ребёнок: Наступили холода

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Воспитатель: Мы назвали времена года. А сейчас какое время года?

Дети: весна

Воспитатель: Какой весенний месяц сейчас?

Дети: третий весенний месяц май

 

Воспитатель:

А про что эти загадки?

Ребёнок:

Солнце яркое встаёт

Петушок в саду поёт

Наши детки просыпаются

В детский садик собираются (утро)

 

Ребёнок:

Целый день поёт щегол

За окошком в клетке

И не может сосчитать

Сколько птиц на ветке (день)

 

Ребёнок:

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят

И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят (вечер)

 

Ребёнок:

Спят луга, спят леса,

Пала свежая роса

В небе звёздочки горят

В речке струйки говорят.

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит (ночь)

 

Воспитатель: Это были загадки про части суток.

 

Ребёнок:

Братьев ровно семь

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний (Дни недели)

 

Воспитатель: Назовите дни недели по порядку (дети называют). Какой день недели сегодня? Почему?

Ребёнок: Потому что сегодня четвёртый день недели.

Ребёнок: Потому что вчера была среда, а завтра будет пятница.

 

Игра «Живая неделя». Дети берут карточки и определяют, какой они день недели, а потом выстраиваются цепочкой по порядку.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: А сейчас отгадайте ещё загадки

Ребёнок:

У нас всего, у нас всего, у нас всего по три:

Три стороны, и три угла, и столько же вершин,

И трижды трудные дела мы трижды совершим. (Треугольник)

 

Ребёнок:

Без конца и края – линия прямая

Хоть сто лет по ней иди – не найдёшь конца пути. (Круг)

 

Воспитатель: Назовите одним словом, эти фигуры.

Дети: геометрические фигуры.

Показываю геометрические фигуры, выставляю на доске, дети называют – четырёхугольник, квадрат, ромб, трапеция.

Воспитатель: Как ещё можно назвать эти фигуры?

Дети: многоугольники.

 

Воспитатель: Вот вам ещё задание: нужно назвать, где находятся геометрические фигуры:

– в левом верхнем углу (треугольник)

– в правом нижнем углу (круг)

– в центре (квадрат)

– в левом нижнем углу (прямоугольник)

– в правом верхнем углу (овал)

 

Воспитатель: Хорошо и с этим заданием вы тоже справились. Посмотрите, на столе у вас листок, на котором нарисовано озеро – посчитайте рыбок: сколько рыбок плывут вправо (влево).

 

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе домики жителей Математики. Но они разбежались. Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составляли число 5. Давайте начнём с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живёт число 4, а какое число должно жить рядом? (1). Молодцы! Справились с заданием и жители домика посоветовали вам набраться сил, чтобы идти дальше.

 

 

Физкультминутка: Гаражи.

Воспитатель: В стране математики машины выехали из гаражей , а вернуться не могут – не узнают –где чей гараж? Надо им помочь – и карточка с цифрой соответствует номеру гаража.

 

Воспитатель: Королева Математики просит нас разобрать её богатства, выложить числовой ряд от 1 до 10 слева направо, и знаки сложения, вычитания, равно, больше, меньше.

Воспитатель: Хорошо, а теперь

– покажите число больше 5 на 1 (6)

– маленькое число (1)

– какое число я загадала если оно на 1 больше 3 и меньше 5 (4)

– какое число больше: 6 или 7, поставьте знак. Прочитайте 6_7; 7_6.

 

Воспитатель: Королева Математики просит вас решить задачи. Но сначала мы вспомним, из чего состоит задача.

Дети: условие, вопрос, решение, ответ.

Воспитатель:

1.На столе стояло 6 машинок. Подошёл Ваня и поставил ещё 2 машинки. Сколько машинок стоит на столе?

6+2=8

2. Тане купили 5 шаров. Один улетел. Сколько шаров осталось у Тани?

5-1=4

Воспитатель: А теперь вы придумайте свои задачи. (Дети придумывают)

Воспитатель: Ну, а теперь послушайте шуточные задачи:

1) На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Две Матрёшки, Буратино

И весёлый Чиполлино

Помогите Танюшке

Сосчитать игрушки (4 игрушки)

2) На столе лежало 2 яблока. Одно разрезали. Сколько яблок лежит на столе? (2 яблока)

3) На берёзе созрели 3 яблока. На дубе – 2 яблока. Сколько яблок созрело на деревьях? (ни одного – яблоки не растут на дубе и берёзе).

Воспитатель: Ну, вот мы выполнили все задания Королевы Математики. За это она нам приготовила сюрприз – конфеты. Только я не знаю, как их разделить?

Дети:

1) Посчитать конфеты и детей.

2) Раздать всем по конфетке.

Воспитатель: Верно.

Дети встают в круг, и раздают конфеты.

Воспитатель: А теперь пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинайте считать от одного до пяти (дети считают хором). Вот мы и в детском саду!

Мы в сказке побывали

Очень многое узнали

Возвратились мы назад

Детский сад нам очень рад!

 

Итог:

а) где мы с вами сегодня побывали, ребята?

б) что вам понравилось?

в) чтобы вы хотели пожелать нашим гостям?

 

Литература:

 

  1. Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. М.: Каро,2012. 288 c.
  2. Воронина, Л.В. Знакомим дошкольников с математикой. М.: Сфера, 2012. 37c.
  3. Касабуцкий Н.И. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. М.: Просвещение, 2018. 80 c.
  4. Лункина Е. Н. Учимся считать: рабочая тетрадь. М.: Владос, 2015. 88 c.
  5. Мурченко, Н.А. Познавательное развитие. Формирование математических представлений у детей. Планирование образовательной деятельности на каждый день. Старшая группа (от 5 до 6 лет). Декабрь-февраль: комплект из 12 карт с двусторонней печатью. М.: СИНТЕГ, 2016. 114 c.
  6. По дороге в школу. Счет от 6 до 10. Формирование математических представлений. М.: СИНТЕГ, 2016. 212 c.