Сургутскова Алена Михайловна
Воспитатель, МКОУ ХМР "ООШ имени братьев Петровых", с. Реполово, ХМАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сургутскова А.М. Конспект организационной образовательной деятельности по окружающему миру на тему: «Времена года» в подготовительной группе // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 932013
Формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.
ЗАДАЧИ
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
Ход занятия.
Воспитатель: – Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по разным временам года. В нашем путешествии будет четыре станции, ведь у природы есть 4 интересные страниц
Показ видеоролика. Первая станция «Осень»
Воспитатель: Ребята я сейчас вам загадаю загадку. Послушайте ее внимательно. И попробуйте ее отгадать.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» – спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель: Ребята, а какие признаки осени вы знаете?
Ответ детей: (Листья желтеют и опадают, часто идет дождь, дует холодный ветер, на небе появляются тучи, становится холодно, некоторые птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, собирают урожай).
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: – А как называется явление, когда листья опадают с деревьев?
(ответ детей листопад)
Воспитатель: Молодцы очень хорошо.
– А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть с листьями и устроить настоящий листопад. Сейчас я раздам каждому листья с разных деревьев.
(Воспитатель раздает листья клена, дуба, березы, липы и приглашает участников встать в круг).
Физкультминутка:
Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим.
Ветер дунул – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Тихо полетели на свои стульчики.
Воспитатель:
– Сейчас каждый из вас возьмет свои листья и положит их под то дерево, с которого они упали. Давайте посмотрим, какие деревья у нас стоят.
(Большие картинки: дуб, клен, рябина, липа, береза)
Воспитатель: – Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Вторая станция «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель: А теперь ребята мы с вами поговорим о перелетных птицах.
Скажите, какая важная примета осени? (ответ детей)
Воспитатель: Перелетные птицы улетают в теплые страны. Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев, но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма – питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта пернатых. Если зима обещает быть тёплой, то и пищи у некоторых видов птиц может быть достаточно для зимовки, поэтому некоторые виды иногда остаются, например, грачи.
– Перелетные птицы – это ласточка, грач, кукушка, лебедь. Зимующие птицы – это свиристель, синица, дятел, ворона.
Игра «Зимующие – перелетные»
Воспитатель: я сейчас буду называть птицу – а вы будите показывать вижениями, перелетная она или зимующая (перелетная – показывают руками крылья, зимующая – изображают домик). (Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.
«Звери меняют шубки».
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поговорим, какие звери меняют свои шубки, и как они готовятся к зиме.
Воспитатель: – Как звери готовятся к зиме? (Некоторые звери меняют шубы, кто-то делает запасы на зиму)
Воспитатель: – Знаете ли вы, кто меняет шубу перед зимой? (Заяц, белка).
– Кроме них меняют цвет меха песец, горностай и даже северный олень.
Воспитатель: – Некоторые животные делают запасы на зиму. У зверей это белки, они делают запасы орехов, желудей, утепляют гнездо. А у птиц – сойки. Иногда сойки забывают про свои «кладовочки»; орехи или желуди прорастают следующей весной, и из них вырастают деревья. Поэтому про соек говорят, что они помогают лес сажать.
Третья станция «Зима»
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях, Лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель: – Зима – чудесное время года! Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей)
(На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без листьев, некоторые животные впадают в спячку).
Воспитатель:
– Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки.
Перед спячкой, осенью, звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела: он их «греет» изнутри, как печка.
Воспитатель: – Впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, сурок, летучая мышь, енот. А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни.
Третья станция «Весна»
Воспитатель: – Но зима заканчивается, и начинается новое время года. Прежде чем вы мне скажите, я вам загадаю загадку.
Воспитатель загадывает загадку:
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
(Весной)
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
Воспитатель: – Какие признаки весны вы знаете? (Тает снег, бегут ручьи, растет трава, прилетают перелетные птицы, распускаются листья, расцветают первые цветы).
– Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна. И мы выйдем с вами на весеннюю полянку и поиграем.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, (круговые движения головой),
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево),
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
А потом они ходили
(ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили
(наклоны туловища вперед).
А потом они плясали
(пружинки с поворотом туловища влево и вправо),
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху),
Вот так, вот так лапы выше поднимали!
Воспитатель:
– Посмотрите, ребята, какие красивые цветы распускаются первыми весной, как только сойдет снег. У них есть общее название – первоцветы.
– Скажите, встречались ли вам такие растения в природе – в лесу, на лугу? Это мать-и-мачеха, ландыш, подснежник, медуница, ветреница дубравная, первоцвет весенний. Они очень красивые, но рвать их нельзя, лучше любоваться ими.
Четвертая станция «Лето»
Воспитатель: Ребята, а весна ведь тоже заканчивается, и начинается новое время года. Как вы думайте, какое время наступает после весны ребята. Прежде чем вы мне скажите я вам загадаю загадку.
Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило ... (Лето)
Воспитатель: правильно ребята лето молодцы.
Воспитатель: – А сейчас послушайте стихотворение и назовите признаки
лета, которые вы знаете:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
(Жарко, цветут травы и цветы, роса, пчелы собирают нектар, вода в реке теплая).
Воспитатель: – Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти плоды?
(Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная смородина, виноград, вишня)
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами вспомнили все времена года, узнали много интересного. Дома нарисуйте свое любимое время года. Этот рисунок вы можете подарить вашим родным: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам – и рассказать им, что нового и интересного вы сегодня узнали.
Литература: