Конспект организационной образовательной деятельности по окружающему миру на тему: «Времена года» в подготовительной группе

Сургутскова Алена Михайловна

Воспитатель, МКОУ ХМР "ООШ имени братьев Петровых", с. Реполово, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сургутскова А.М. Конспект организационной образовательной деятельности  по окружающему миру на тему: «Времена года» в подготовительной группе // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 932013


 

Формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.

ЗАДАЧИ

  • Закрепление знаний детей о характерных признаках времен года;
  • Закрепление знаний о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных и зимующих птицах, раннецветущих растениях;
  • Формирование умений отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
  • Увеличение познавательной активности.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

  • Презентация «Четыре страницы природы», проектор, картинки с изображением времен года;
  • Листья деревьев, вырезанные из цветной бумаги, дерево вырезанное из ватмана «Время года», картинки грибы, листья, зонтик, корзинка с овощами и фруктами, снежинка, снеговик, снегирь, варежки, панама, солнце, песочница, радуга, подснежник, сосулька, верба.
  • Пазлы деревянные, разрезные картинки.

Ход занятия.

Воспитатель: – Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по разным временам года. В нашем путешествии будет четыре станции, ведь у природы есть 4 интересные страниц

Показ видеоролика. Первая станция «Осень»

Воспитатель: Ребята я сейчас вам загадаю загадку. Послушайте ее внимательно. И попробуйте ее отгадать.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» – спросим.

Нам ответят: «Это…» (осень)

(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)

Воспитатель: Ребята, а какие признаки осени вы знаете?

Ответ детей: (Листья желтеют и опадают, часто идет дождь, дует холодный ветер, на небе появляются тучи, становится холодно, некоторые птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, собирают урожай).

 

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: – А как называется явление, когда листья опадают с деревьев?

(ответ детей листопад)

Воспитатель: Молодцы очень хорошо.

– А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть с листьями и устроить настоящий листопад. Сейчас я раздам каждому листья с разных деревьев.

(Воспитатель раздает листья клена, дуба, березы, липы и приглашает участников встать в круг).

Физкультминутка:

Мы – листики осенние,

На ветках мы сидим.

Ветер дунул – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Тихо полетели на свои стульчики.

Воспитатель:

– Сейчас каждый из вас возьмет свои листья и положит их под то дерево, с которого они упали. Давайте посмотрим, какие деревья у нас стоят.

(Большие картинки: дуб, клен, рябина, липа, береза)

Воспитатель: – Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Вторая станция «Перелетные и зимующие птицы»

Воспитатель: А теперь ребята мы с вами поговорим о перелетных птицах.

Скажите, какая важная примета осени? (ответ детей)

Воспитатель: Перелетные птицы улетают в теплые страны. Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев, но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма – питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта пернатых. Если зима обещает быть тёплой, то и пищи у некоторых видов птиц может быть достаточно для зимовки, поэтому некоторые виды иногда остаются, например, грачи.

– Перелетные птицы – это ласточка, грач, кукушка, лебедь. Зимующие птицы – это свиристель, синица, дятел, ворона.

 

Игра «Зимующие – перелетные»

Воспитатель: я сейчас буду называть птицу – а вы будите показывать вижениями, перелетная она или зимующая (перелетная – показывают руками крылья, зимующая – изображают домик). (Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

«Звери меняют шубки».

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поговорим, какие звери меняют свои шубки, и как они готовятся к зиме.

Воспитатель: – Как звери готовятся к зиме? (Некоторые звери меняют шубы, кто-то делает запасы на зиму)

Воспитатель: – Знаете ли вы, кто меняет шубу перед зимой? (Заяц, белка).

– Кроме них меняют цвет меха песец, горностай и даже северный олень.

 

Воспитатель: Некоторые животные делают запасы на зиму. У зверей это белки, они делают запасы орехов, желудей, утепляют гнездо. А у птиц – сойки. Иногда сойки забывают про свои «кладовочки»; орехи или желуди прорастают следующей весной, и из них вырастают деревья. Поэтому про соек говорят, что они помогают лес сажать.

 

Третья станция «Зима»

Воспитатель загадывает загадку:

Снег на полях, Лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)

Воспитатель: – Зима – чудесное время года! Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей)

(На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без листьев, некоторые животные впадают в спячку).

Воспитатель:

– Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки.

Перед спячкой, осенью, звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела: он их «греет» изнутри, как печка.

Воспитатель: – Впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, сурок, летучая мышь, енот. А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни.

 

Третья станция «Весна»

Воспитатель: – Но зима заканчивается, и начинается новое время года. Прежде чем вы мне скажите, я вам загадаю загадку.

Воспитатель загадывает загадку:

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку

И по снежку, и по цветку.

(Весной)

(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)

Воспитатель: – Какие признаки весны вы знаете? (Тает снег, бегут ручьи, растет трава, прилетают перелетные птицы, распускаются листья, расцветают первые цветы).

– Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна. И мы выйдем с вами на весеннюю полянку и поиграем.

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так, (круговые движения головой),

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево),

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

А потом они ходили

(ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили

(наклоны туловища вперед).

А потом они плясали

(пружинки с поворотом туловища влево и вправо),

Лапы выше поднимали

(прыжки, хлопая руками вверху),

Вот так, вот так лапы выше поднимали!

Воспитатель:

– Посмотрите, ребята, какие красивые цветы распускаются первыми весной, как только сойдет снег. У них есть общее название – первоцветы.

– Скажите, встречались ли вам такие растения в природе – в лесу, на лугу? Это мать-и-мачеха, ландыш, подснежник, медуница, ветреница дубравная, первоцвет весенний. Они очень красивые, но рвать их нельзя, лучше любоваться ими.

Четвертая станция «Лето»

Воспитатель: Ребята, а весна ведь тоже заканчивается, и начинается новое время года. Как вы думайте, какое время наступает после весны ребята. Прежде чем вы мне скажите я вам загадаю загадку.

Долгожданная пора!

Детвора кричит: Ура!

Что ж за радость это?

Наступило ... (Лето)

Воспитатель: правильно ребята лето молодцы.

Воспитатель: – А сейчас послушайте стихотворение и назовите признаки

лета, которые вы знаете:

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

 

(Жарко, цветут травы и цветы, роса, пчелы собирают нектар, вода в реке теплая).

Воспитатель: – Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти плоды?

(Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная смородина, виноград, вишня)

 

 

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами вспомнили все времена года, узнали много интересного. Дома нарисуйте свое любимое время года. Этот рисунок вы можете подарить вашим родным: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам – и рассказать им, что нового и интересного вы сегодня узнали.

 

Литература:

 

  1. Атеева, Т.Г. Срез фенологических знаний у дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 95-98.
  2. Кривошеева М.А Экологические экскурсии в школе. С.: Март. 2005.
  3. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры. Ростов-на-Дону. Феникс. 2012.
  4. Конспект занятия по НОД в старшей группе «Времена года». URL: https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv127.htm
  5. Все перелетные птицы: картинки с названиями и описаниями. URL: https://lifeo.ru/pereletnye-pticy-kartinki-s-nazvaniyami-i-opisaniyami/
  6. 15 признаков зимы в картинках, играх и загадках для детей. URL: https://razvivashka.online/poznavatelnoe/priznaki-zimy-dlya-detey
  7. Загадки про весну для детей: 100 лучших загадок с ответами. URL: https://multi-mama.ru/zagadki-pro-vesnu/
  8. Познавательное занятие по теме "Времена года" (старшая группа). URL: https://urok.1sept.ru/статьи/557255/
  9. Занятие на тему Времена года. URL: https://урок.рф/library/zanyatie_na_temu_vremena_goda_062400.html