Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе посредством палочек Кюизенера «Путешествие в страну математики»

Голова Елена Владимировна

Воспитатель, Детский сад № 5, г. Ярославль

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Голова Е.В. Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе посредством палочек Кюизенера «Путешествие в страну математики» // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 928623


 

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством палочек Кюизенера.

Программные задачи:

Обучающие:

– Продолжать учить решать и придумывать задачи на нахождения целого со знаками +; -

– Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения однозначных чисел.

– Учить детей давать полные, распространенные ответы на вопросы воспитателя.

– Закреплять знание состава числа 9.

– Закреплять умение решать арифметические действия на сложение в пределах 10.

– Продолжать учить ориентироваться на плоскости относительно себя.

– Продолжать закреплять понятия – горизонтально, вертикально.

– Формировать у детей навык контроля и самооценки.

Развивающие:

– Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, умение переключать внимание.

Воспитательные:

– продолжать воспитывать умение работать в детском мини коллективе.

Современные образовательные технологии: Палочки Х. Кюизенера; ИКТ, блоки Дьенеша.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка.

Оборудование и материалы: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, палочки Кюизенера, цветы из бумаги, блоки Дьенеша.

Предварительная работа: игры с палочками Х. Кюизенера, игры с блоками Дьенеша.

Ход работы:

Воспитатель: Ребята, сегодня в группу к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются). Давайте улыбнемся гостям, улыбнемся друг другу. Я желаю всем хорошего настроения. Будьте внимательными, умными и дружными.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Воспитатель: В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем. (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

Задание. «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

Вопросы:

Если стол выше стула, то стул…?

Дети: Ниже стола.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Дети: короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?

Дети: Тоньше верёвки.

Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?

Дети: Младше сестры.

Воспитатель: Молодцы! Ой, ребята вы слышите, кто то плачет (На экране появляется Нолик). Здравствуй,

 

 Нолик. Почему ты плачешь, что случилось?

Нолик: У нас в стране Математики произошло большое несчастье, на нашу страну напали злые роботы и похитили «Королеву Математики». Её могут спасти дети, умеющие хорошо считать, решать задачи, сравнивать, умные, находчивые и внимательные. Я услышал, как вы правильно отвечали на вопросы и решил, что вы сможете нам помочь. Прошу вас, помогите нам, изгнать из нашей страны злых роботов.

Воспитатель: Дети! Вы согласны отправиться в путешествие с Ноликом и помочь жителям страны Математики? (Да). Не испугаетесь роботов? (Нет). Тогда отправляемся в путь. Но попасть в нашу страну можно лишь, став невидимыми для роботов, для этого нужно выполнить задание.

Первое задание: "Состав числа 9"

На столе лежат палочки Кюизенера. Воспитатель показывает цифру 9 и сообщает детям, что они должны составить число 9 из двух чисел, если они справится с заданием, то станут невидимыми и смогут отправиться с Ноликом. (Дети выполняют задание) Слайд 2.

 

Проверяем, все ли правильно сделали, если кто-то не сделал или допустил ошибку, исправляет. При проверке задания, все произносим вслух. Число девять состоит из 1 и 8; 2 и 7 и т.д.

Воспитатель: Молодцы, все справились с этим заданием. Вот мы и стали невидимками и можно отправляться в страну математики… (Оказываемся на цветочной поляне)

Второе задание: "Цветочная поляна" слайд 3

 

Смотрите, ребята, цветочная поляна, а сколько на ней роботов и одни стебельки без цветков!

Роботы успели и здесь побывать, они оборвали все лепестки на цветах и уничтожили почти всех насекомых. Осталось только несколько целых цветков и одна бабочка. Чтобы цветы опять зацвели, нам нужно правильно решить примеры. Давайте разделимся на команды, я раздам вам лепестки разного цвета. На столах лежат серединки цветочков с буквой, обозначающей цвет лепестка. Подойдите и найдите свою серединку. (Дети собираются в команды за столом, назначается капитан команды).

Воспитатель: Ребята, если вы правильно решите примеры, то цветы снова зацветут, и часть роботов исчезнет. Каждой команде дается свой пример, дети самостоятельно решают и выкладывают решение примера на столе, затем один ребенок из команды читает арифметическое действие вслух. На экране картинка с цветами, под листочком каждого цветка спрятаны примеры, открываем по очереди листочки каждой команде и решаем. После того, как примеры решены, один из детей каждой команды читает арифметическое действие.

Воспитатель: Мы справились и с этим заданием. И бабочки очень рады, что снова могут порхать над цветами и любоваться ими. И посмотрите, роботов стало меньше.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Ребята скажите, какие органы чувств вы знаете?

Дети: Язык, уши, глаза, руки, нос.

Читаем стихотворение «Органы чувств»

Раз, два, три, четыре, пять

Нужно чувства посчитать.

Зренье, слух и обонянье,

Сладкий вкус и осязанье.

Воспитатель: Как вы думаете, какой из органов чувств устает больше всего, когда мы долго смотрим? (глаза)

«Глазкам нужно отдохнуть»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.)

Воспитатель: Для того чтобы наши глаза расслабились, бабочки предлагают с ними поиграть. Дети, выходите на серединку, вставайте лицом к экрану и следите глазами за бабочками, не поворачивая головы. Слайд 4

Отправляемся дальше.

Третье задание: «Дорога» Слайд 5

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Это дорога, по которой цифры передвигаются в городе, но глядите, роботы разрушили ее, надо помочь жителям построить дорогу. Дорога была выложена от самой длинной полоски, до самой короткой. Поможем выложить ее? (Дети выкладывают).

Воспитатель. Ребята, из скольких палочек состоит дорога? (Ответы детей). Давайте назовем их по цвету (Ответы детей). А теперь назовите число, которое они обозначают. Каким по порядку стоит число 4? Какое число следующее? Какое число стоит между числами 5 и 7? Какое число стоит слева от 9? Какое число стоит справа от 8? Назовите, соседей желтой полоски, числами? (Вопросы задаются четко, каждой команде. Дети отвечают).

Воспитатель: Прежде чем отправляться дальше, спасать жителей страны Математики, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть. (Дети выполняют движения, согласно текста).

Четвертое задание: «Раздели фигуры на множества» Слайд 6

 

Воспитатель: Ребята, в городе живут не только цифры, но и множество фигур. На столах у каждой команды 1 красный круг и 1зеленый и блоки Дьенеша (все красные фигуры и желтые, синие квадраты, маленькие и большие). Нужно разложить фигуры в круги по двум признакам (все красные в красный круг, а все квадраты в зеленый). Затем проверяем выполнение задания на слайде. Почему вы положили множество красных квадратов в пересечение кругов?

Дети: Потому что у них общие признаки: они квадраты и красные.

После выполнения задания детей благодарят и предлагают перейти к следующему заданию.

Пятое задание: «Ключ к замку» Слайд 7

 

 

Посмотрите, ребята, вот мы и подошли ко дворцу, в котором заперли Королеву Математики. Но ключа у нас нет. Но у Нолика есть подсказка, как самим можно сделать этот ключ. (Дети выкладывают палочки по инструкции воспитателя). Берем малиновую палочку и кладем ее вертикально, розовую справа вниз к малиновой, горизонтально. На розовую сверху кладем белую палочку, сверху еще одну розовую. Сверху на малиновую палочку кладем розовую горизонтально. Справа и слева от розовой палочки вертикально кладем голубые палочки. Между ними вверху - розовую палочку горизонтально. Давайте проверим, похож ли ключ, который мы увидим на экране на наш. Если мы все сделали правильно, то дверь должна открыться. (Проверяют).

Воспитатель: Вот наша королева и свободна, посмотрите, как рады жители страны. А мы стали снова видимыми и опять вернулись в детский сад.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно справились со всеми заданиями, помогли маленьким жителям страны Математика, я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Давайте пофантазируем, и каждый придумает домик для жителей страны математики и построит его с помощью палочек и блоков.

Дети строят домики для жителей города, в любом для детей месте.

(под музыку)

Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы. У вас у всех получились очень красивые домики. Жителям страны они очень понравятся.