Сверчкова Ирина Анатольевна
Психолог, МКОУ "Толмачевская СОШ № 61", Новосибирская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сверчкова И.А. Снижение агрессии ребенка дошкольного возраста с помощью игровой терапии // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 925142
В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Различные экологические проблемы, сложные бытовые факторы и накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
А именно здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного душевного и социального благополучия, это радостное отношение к трудностям. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создание условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья.
А современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений, людям не хватает эмоционального контакта и понимания и присутствует замена обычного человеческого общения большим объемом различных гаджетов особенно у детей. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как форма проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие «агрессия» происходит от латинского слова «agressio» – нападение, приступ. Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными и начинают проявляться уже в дошкольном детстве. Выделяются множество факторов, влияющих на ее проявление: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); повсеместная демонстрация сцен насилия; нестабильная социально-экономическая обстановка; социально-культурный статус семьи; низкий уровень и др. эмоционально-волевой сферы; несформированность механизмов саморегуляции поведения.
В результате этого можно предположить, что у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивые черты личности. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие. А в случае, если родители будут еще и подавлять эти негативные эмоции ребенка, очень высок риск того, что образующиеся агрессивные импульсы, не найдя выход, будут обращаться против него самого- разовьется аутоагрессия. И в итоге ребенок может наносить весьма существенный вред самому себе, что в дальнейшем не исключает вероятность психосаматических заболеваний. Одним из важнейших направлений коррекционной работы с агрессивными детьми является снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения. Особое место в коррекционной работе принадлежит игровой терапии. Приоритетность использования данного средства обусловлена ведущей в данном возрасте деятельности – игре, которая, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания.
Игровая терапия – технология коррекционного воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Ролевые игры, составляющие ее основу, помогают выявить проблемы в поведении, психике или развитии детей, учат способам решения этих проблем и способствуют восстановлению психического и эмоционального здоровья. Многочисленные исследования доказывают, что обучение игрой является одним из самых эффективных методов взаимодействия с детьми, причем разного возраста и с особенностями развития. Это психотерапевтический метод воздействия на детей дошкольного и школьного возраста путем применения игр, игрушек и других элементов.
Основным направлением работы с дошкольниками является социализация агрессии, т.е. научение ребенка контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в приемлемых формах. И лучше это сделать с помощью игровой терапии. Игра – сама весьма феноменальна. Именно через нее ребенок учится не только узнавать окружающий мир но еще и познает себя. Игра, формирует характер, помогает переживать различные эмоциональные состояния и расширяет кругозор. В процессе игры, ребенок легче обучается, познает правила и нормы поведения и осваивает различные социальные роли. Поэтому, я считаю, чтобы научить детей налаживать контакт друг с другом, улучшить гибкость в поведении и взаимоотношении с окружающими, легче осваивать правила поведения, обеспечить эмоциональную разрядку и улучшить общее психологическое самочувствие продуктивнее начинать с использования игровой терапии. Игра является не только одним из самых любимых занятий малышей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. С помощью игры происходит развитие моторных функций и когнитивных способностей у ребенка. Также она является главным методом обучения для ребенка. Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего она выполняет и функцию социализации. Кроме этого в игровом процессе ребенок естественно отыгрывает зарождающиеся в нем различные эмоции. Игровая терапия призвана, не изменять и не переделывать ребенка, а дать ему возможность пережить волнующие ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого рядом с ним.