Стихина Лариса Владимировна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 14", г. Ирбит, Свердловская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Стихина Л.В. Использование кейс-технологии в формировании экологической компетенции дошкольников // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 921288
Дошкольный возраст выступает первым звеном в системе непрерывного экологического образования и начальным этапом формирования личности человека, его ценностных установок в мире природы.
Но дошкольник без помощи взрослых – воспитателей, родителей, не может приобщиться к огромному пласту экологической культуры из-за его многогранности, обширности и сложности. Поэтому воспитатель становится субъектом экологического воспитания.
Именно от воспитателя, от поставленных им задач, выбранных им средств и педагогических технологий, зависит в какой мере у ребенка будут сформированы: экологическое сознание, гуманное отношение к живым существам, экологически ориентированное поведение и деятельность в природной среде, которая диктуется не соображениями «дальнего прагматизма» (сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее самой «здесь и сейчас».
В качестве основной проблемы в деятельности воспитателя, направленной на экологическое образование дошкольников, была определена проблема недостаточности условий для решения задач поставленной Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – «обеспечения такого качества образования, которое приводит не к формальному знанию экологических законов и их проявлений, а формированию осознанного и действенного отношения ребенка к окружающему миру, проявляющегося через личностные чувства, ценности, знания и конкретные поступки».
Данная проблема возникла в связи с тем, что воспитанники дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями СанПиНа лишены полноценного взаимодействия с живой природой. В детском саду запрещено размещать многие комнатные растения (в том числе напольные, ампельные), ликвидированы зимние сады, уголки природы с птицами, черепахами, безобидными зверьками вроде морских свинок, а красота живых растений теперь восполняется искусственными цветами. Ликвидирован даже аквариум с рыбками, который с точки зрения экологического образования является прекрасным живым демонстрационным объектом.
Возникает вопрос: как в таких условиях формировать экологичное поведение ребенка, не оторванное от его экологических знаний и представлений, а другими словами, его экологическую компетенцию?
На поиск педагогических средств и технологий, обеспечивающих реализацию именно компетентностного подхода в экологическом образовании дошкольников, нацеливает нас не только ФГОС, но и Концепция модернизации дошкольного образования. Стремительная динамика современной жизни требует от нас поиска и разработки таких эффективных технологий, которые изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Адекватные компетентностно-ориентированному подходу педагогические технологии должны обеспечить создание условий, вынуждающих детей к собственному целеполаганию, самоорганизации, групповой деятельности в ситуации недостатка или избытка ресурсов.
Одной из таких педагогических технологий является КЕЙС-технология.
Кейс-технология (или, как ее еще называют «кейс-стади») – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Кейс не предлагает проблему в открытом виде, необходимо вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. Данная технология позволяет оценить не объем информации, которую усвоил ребенок, а его готовность к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Выделяют несколько методов кейс-технологии: кейс-прогнозирование; кейс-инцидент; проблемно-ролевой кейс; эвристический кейс; неоднозначная ситуация; кейс-дискуссия, кейс-диспут; деловой штурм; кейс с добавлением внешней проблемы.
Ознакомившись с сущностью кейс-технологии как одной из эффективных технологий для реализации компетентностного подхода в образовании, в качестве методической темы была определена тема «Использование кейс-технологии в формировании экологической компетенции дошкольников».
Цель:
Внедрение в образовательное пространство инновационной для дошкольного образовательного учреждения № 14 г. Ирбита кейс-технологии, обеспечивающей формирование экологической компетенции детей дошкольного возраста.
Задачи:
Как показали результаты работы, технология «кейс-стади» является одним из продуктивных инструментов формирования экологической компетенции воспитанников. В ее структуру успешно встраиваются многие современные интерактивные технологии, способствующие реализации компетентностного подхода. (проектная деятельность, создание экологической тропы в ДОУ и т. д)
Формируя экологическую компетенцию дошкольников, мы использовали следующие виды кейсов:
I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования экологической культуры, ситуации опасности для жизни и здоровья детей). К ним относятся:
1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
2) Кейсы-драматизации – иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (например для опасности здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
II. Кейсы-вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Нами применялись следующие кейсы:
1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачок, шмель, плачущий малыш);
2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов от жалящих насекомых до остаться одному в лесу и заблудиться.
3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш.
4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение
Внедряя кейс-технологию в образовательный процесс, я опиралась на следующий алгоритм деятельности:
1-й шаг – определение цели кейса: компетенции, умения или способности, которые нужно выявить или сформировать у детей;
2-й шаг – описание кейса: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку – обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события;
3-й шаг – обозначение кульминации кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения;
4-й шаг – определение момента проблемного включения: вопрос или задание, которые предлагаются детям, погружают их в атмосферу происходящего, стимулируют к общению.
Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации.
В процессе обсуждения кейса мы обычно старались воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого задавали вопросы, давали слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.
Старались научить воспитанников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные. Идеи для кейсов подбирали из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием(примеры, слайды)
Например: 1.Тема: «Загадочный мир насекомых. Наблюдение за божьей коровкой»
Вы гуляли на улице с ребятами и на клумбе увидели красивого жучка?
Вопрос: Что может произойти и к чему может привести, если его поймать и принести их в детский сад?»
Порядок организации детей на работу по кейсу
Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. Лучше организовать работу с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты другим видом деятельности), либо в двух параллельных подгруппах, тогда дети второй подгруппы выступают «зрителями-участниками». Дети организуются на ковре, располагаются так, чтобы им было удобно, просматривают стимульный материал, и общаются.
В связи с тем, что даже не подготовленные дети смогут за 6-8 минут хорошо проработать кейс, иногда есть смысл давать два кейса для усиления и закрепления содержания.
Кейс как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени. Ситуация, которую мы предлагали, могла стать частью занятия или какой-либо деятельности, и ее решение дети искали за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс становился отправной точкой для нескольких событий и идей.
Работа с родителями:
Нельзя не учитывать тот факт, что решающую роль в формировании экологической культуры детей играет семья. Как правило, реальное поведение родителей противоречит провозглашаемым ими же принципам. В такой ситуации рассчитывать на правильное поведение ребёнка сложно. Следовательно, необходима также правильно спланированная работа с родителями по формированию экологической культуры и вовлечения их в совместную с детьми деятельность, а так же спланированная система экологического просвещения самих родителей.
Совместная с родителями работа над проектами, участие в экологических акциях, озеленении участка, организация работы по формированию кейсов позволила родителям принять активное участие в формировании экологической культуры малышей.
Работа с применением кейс-технологии позволила направить деятельность на достижение следующих результатов:
• воспитанники учились получать необходимую информацию в общении со сверстником, с взрослым;
• соотносить свои устремления с интересами других;
• учились доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства;
• у детей формировались навыки работы в команде;
• развивалось умение адекватно вести себя в возникающих конфликтных и проблемных ситуациях;
• обеспечивалась взаимосвязь с жизнью, практикой и игрой ребенка;
• развивалась информационная компетентность детей; они учились применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Таким образом, я пришла к выводу: кейс-технология, применяемая в образовательном процессе, позволяет формировать сообразный возрасту уровень экологической компетенции дошкольников и способствует развитию социальных компетенций (развивает у воспитанников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли, совместно трудиться над решением общей задачи).
Результатом применения кейс-технологии являются не столько знания, сколько навыки природоохранной деятельности; формирование системы экологических ценностей воспитанников и их социализация.
При этом полноправными участниками образовательного процесса и активными сотворцами в решении проблемных ситуаций становятся и родители. Уровень их информированности о содержании образовательного процесса, о формировании компетенций и степени социализации детей значительно повышается.