Харченко Ольга Ивановна
Медведева Елена Анатольевна
Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Белгородская область
Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Харченко О.И., Медведева Е.А. Методика организации сенсорных игр для младших дошкольников // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 911619
В нашем детском саду ведется активная работа по наставничеству. В этом году к нам пришли три молодых специалиста. Хотелось бы поделиться одной из форм наставничества, такой как консультации. Они помогают заложить теоритический фундамент под практические действия новичков в нашей педагогической деятельности. Данный материал излагается не сухо (в форме надоевших за годы учебы лекций), а в ярких презентациях и мастер-классах.
Тем не менее, теоретической основой, смысловым материалом этого изложения, является содержание статьи, предлагаемой вашему вниманию.
Работа по формированию сенсорных способностей детей играет огромную роль в развитии всех познавательных сфер дошкольников. Участниками этого процесса должны быть дети, педагоги, родители.
Начинаем свою работу с создания предметно-пространственной развивающей среды, которая должна не только обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого.
Изучив литературу по детской психологии и сенсорному воспитанию в детском саду, мы пришли к выводу, что при проектировании предметно-пространственной развивающей среды следует учитывать:
Исходя из этих требований, мы должны наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые помогут сформировать у детей сенсорные способности.
Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Проведение дидактических игр включает:
Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли игра, и обещает, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.
Анализ проведенной игры, соотнесение ее с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы сюрпризности или загадочности. Например: воспитатель вносит коробку, на которой нарисованы определенные, узнаваемые предметы, рассматривает её с детьми, а затем говорит: « Ребята, а кто угадает, что в этой коробочке?».
Интерес к игре вызывается использованием художественного слова: загадок, стихов, считалок, песенок, потешек, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно.
Для чувственного познания окружающего мира, воспитатель должен подбирать такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.
Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки.
Необходимо у маленьких детей создавать интерес к новым играм: сегодня мы хорошо играли в «чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы будем отгадывать, что там.
Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре.
Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
(педагогов и родителей).
Исходя из всего перечисленного, мы можем сделать вывод: игра не терпит принуждения и скуки.
Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей, а также при умелом руководстве педагога будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.
Литература: