Методика организации сенсорных игр для младших дошкольников

Харченко Ольга Ивановна
Медведева Елена Анатольевна

Воспитатель,  Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Белгородская область
Воспитатель,  Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Харченко О.И., Медведева Е.А. Методика организации сенсорных игр для младших дошкольников // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 911619


 

В нашем детском саду ведется активная работа по наставничеству. В этом году к нам пришли три молодых специалиста. Хотелось бы поделиться одной из форм наставничества, такой как консультации. Они помогают заложить теоритический фундамент под практические действия новичков в нашей педагогической деятельности. Данный материал излагается не сухо (в форме надоевших за годы учебы лекций), а в ярких презентациях и мастер-классах.

Тем не менее, теоретической основой, смысловым материалом этого изложения, является содержание статьи, предлагаемой вашему вниманию.

Работа по формированию сенсорных способностей детей играет огромную роль в развитии всех познавательных сфер дошкольников. Участниками этого процесса должны быть дети, педагоги, родители.

Начинаем свою работу с создания предметно-пространственной развивающей среды, которая должна не только обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого.

Изучив литературу по детской психологии и сенсорному воспитанию в детском саду, мы пришли к выводу, что при проектировании предметно-пространственной развивающей среды следует учитывать:

  • индивидуальные социально - психологические особенности детей;
  • интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;
  • возрастные особенности.

Исходя из этих требований, мы должны наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые помогут сформировать у детей сенсорные способности.

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);
  • подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой;
  • подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, наблюдателя и даже болельщика.

Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли игра, и обещает, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Анализ проведенной игры, соотнесение ее с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы сюрпризности или загадочности. Например: воспитатель вносит коробку, на которой нарисованы определенные, узнаваемые предметы, рассматривает её с детьми, а затем говорит: « Ребята, а кто угадает, что в этой коробочке?».

Интерес к игре вызывается использованием художественного слова: загадок, стихов, считалок, песенок, потешек, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно.

Для чувственного познания окружающего мира, воспитатель должен подбирать такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно с ним действовать.

Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки.

Необходимо у маленьких детей создавать интерес к новым играм: сегодня мы хорошо играли в «чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы будем отгадывать, что там.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре.

Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

  • наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий;
  • насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием.
  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.
  • наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
  • совместного участия в данном процессе детей и взрослых

(педагогов и родителей).

Исходя из всего перечисленного, мы можем сделать вывод: игра не терпит принуждения и скуки.

Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей, а также при умелом руководстве педагога будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.

 

Литература:

 

  1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение.1978.
  2. Поддьякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. М.: Просвещение. 1981.
  3. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М.: Просвещение. 1983.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение. 1991.