Ткаченко Наталья Валерьевна
Воспитатель 1 категории, ДОУ МДС №9 "Золотой ключик", г. Жирновск, Волгоградская обл
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ткаченко Н.В. Конспект занятия по познавательному развитию «Волшебное чудо зимы – снежинка» // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 914656
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Возраст детей: средняя группа (4-5 года)
Формы занятия (НОД): решение проблемной ситуации, бесед, опыты.
Формы организации: группа
Задачи:
Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитывающие задачи:
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная,
Предварительная работа:
Словарная работа: снежинка, кристаллы, опыт, мороз, лупа, лучики, лаборатория, снегопад, белая, легкая, пушистая, воздушная, блестящая, красивая, ажурная, прозрачная.
Предварительная работа: чтение стихов о зиме, снежинке; заучивание некоторых из них, прослушивание песен о снежинке, рассматривание иллюстраций, наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время; рассматривание снежинок на одежде, рукаве
Воспитатель: «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое у нас сейчас на улице время года?
Дети: зима.
Воспитатель: А кто скажет, что бывает зимой, в какие игры играют дети, что падает с неба?
Дети. Снег, снежинки.
Воспитатель: А из чего состоит снег?
Дети: Из множества снежинок.
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру «Придумай слово»?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо. Слушайте внимательно.
Снег падает. Это… ? (Снегопад).
По снегу ходит. Что… ? (Снегоход)
Катается по снегу. Что… ? (Снегокат)
Снег убирает машина. Какая…? (Снегоуборочная).
Белый как снег. Какой…? (Белоснежный).
Воспитатель: Ребята , послушайте стихотворение
М. Мишакова «СНЕЖИНКА».
Воспитатель:
Снежинки танцуют,
Летают, кружатся,
На солнце в морозный
Денёк серебрятся.
Ажурные платья,
Резные косынки…
Волшебное зимнее чудо – снежинки!
(Раздается стук в окно, на окно с внутренней стороны прикреплена снежинка. воспитатель подходит к окну, обращает внимание детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на окно прилетела снежинка. Давайте впустим ее к нам в группу (берут снежинку, рассматривают ее).
Воспитатель: Дети, расскажите, какая снежинка?
Дети. Блестящая, красивая, белая, …
Воспитатель: Снежинка, оставайся у нас в гостях.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, снежинке у нас хорошо будет, с ней ничего не случится?
Дети. Она может растаять
Воспитатель: Наша снежинка волшебная и с ней ничего не случится, она хочет остаться у нас в гостях.
Воспитатель: Для того что бы нашей снежинке было не грустно предлагаю вам поиграть
Пальчиковая игра «Снежинка».
Маленькая снежинка села на ладошку –. (Дети показывают снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывают ее ладошкой)
Раз, два, три, три, четыре, пять (Загибают пальчики)
Отпускаю полетать. (Дуют на снежинку).
Дети кладут снежинку на другую ладошку
Воспитатель Ребята, а снежинка нам принесла посылку
Воспитатель: давайте посмотрим, что же нам принесла Снежинка, Ребята, здесь записка. Чтобы открыть этот сундук нужно отгадать загадки.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (снег).
Воспитатель: Здесь есть еще одна загадка:
Он сковал большую реку,
Ровный, гладкий, красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
В эти славные деньки
Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки. (лёд)
Воспитатель: Правильно, это снег и лёд.
(Воспитатель достает из сундучка ведерко со снегом. На тарелочку каждому ребенку кладет немного снега.)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим снег.
Воспитатель: Каким бывает снег?
Дети: белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится
Воспитатель: что такое снег?
Дети: снежинки
Воспитатель: А почему снег бывает только зимой?
Дети: холодно
Воспитатель: Давайте посмотрим на снег через лупу и увидим какие бывают снежинки. (дети рассматривают, отвечают на вопросы.)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте с вами рассмотрим льдинки (достает ведерко со льдинками и кладет каждому на тарелочку.)
Воспитатель: У вас на столах лежат кусочки льда. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они сухие или мокрые?
Дети: сухие
Воспитатель: Возьмите в руки лед и скажите, какой он?
Дети: Холодный, прозрачный, твердый, тяжелый, бесцветный
Воспитатель: Что общего у снега и льда?
Дети: холодные
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Снег – белый, рыхлый, а лёд – прозрачный, твёрдый.
Воспитатель: А что такое лед?
Дети: это замерзшая вода
Воспитатель: Вы утверждаете, что лед – это замерзшая вода?
Хотите, проведем эксперимент?
Дети: Да!
Воспитатель: Загляните в стаканчики, что там есть?
Дети ничего, пустые),
Воспитатель: положите свои льдинки в стаканчики и посмотрите на ладошки, они стали какие?
Дети: мокрые
Воспитатель: Почему?
Дети: лед начал таять
Воспитатель: Вытирайте руки, и я вас приглашаю поиграть в игру
Игра «Доскажи словечко».
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые ... (Снежинки).
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок).
Вот веселье для ребят
Всё сильнее ... (Снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик).
Рядом снежная фигурка
Эта девочка – ... (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой ... (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег)»
Воспитатель: Итак, ребята, пока мы с вами играли, что же случилось с нашими льдинками
Дети подтаяли, и в стаканчиках появилась вода.
Воспитатель: Ребята, что-то загрустила наша гостья снежинка. Ей наверное не нравиться быть водой я предлагаю вам воду в стаканчиках вынести на улицу когда мы пойдём гулять и посмотреть вечером что же произошло с водой.
Итак, мы с вами исследовали свойства снега и льда.
Понравилось вам быть исследователями.
Воспитатель: Ребята, что мы узнали сегодня?
Дети: лёд это вода
Воспитатель: Какие тайны снежинки мы с вами открыли?
Дети: что снежинка – это капельки воды и они все разные.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были настоящими исследователями. Всем спасибо!!!