Федорова Елена Вячеславовна
Воспитатель, Детский сад "Огонек", г. Надым, Ямало-Ненецкий АО
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Федорова Е.В. Конспект НОД на тему «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения С. Маршака «Январь» // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 873288
Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с опорой на мнемоcхему.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Словарная работа: декабрь, январь, февраль, календарь, поэт.
Оборудование и материалы: ноутбук, СМАРТ-доска, мнемосхема, разные виды календарей.
Предварительная работа: цикл бесед на занятиях и вне занятий по теме «Зима». Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних изменениях в природе. Наблюдение на прогулке, заучивание стихов о зиме, загадывание загадок.
Этапы мероп риятия |
Этапные задачи |
Деятельность педагога |
Осуществляемая деятельность |
Предпосылки учебной деятельности |
Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (2-3 мин.) |
Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (помочь) |
Воспитатель: Ребята, чтобы вы сами догадались, о чем пойдет речь сегодня, я хочу загадать вам загадку. « Тройка, тройка прилетела! Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белолоба, белолица. Как махнула рукавом Все покрыла серебром». Воспитатель: - Как вы думаете, что это за царица? Воспитатель: - А кто догадался, что за тройка белых скакунов? О каком времени года мы сегодня будем с вами говорить? Воспитатель: Хотите узнать? Дети: Хотим! |
постановка детской цели: Зачем? |
Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий |
Вопросы: Хотите? Сможете?
|
Актуализация знаний (5-6 мин.) |
Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; |
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня есть иллюстрации. Какое время года на них изображено? Дети: Зима. Воспитатель: На иллюстрациях изображены разные зимние месяцы. Кто может назвать их? Дети: Декабрь, январь, февраль. Воспитатель: Какой месяц наступил сейчас? Дети: Январь. Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев? Дети: Три. Воспитатель: Теперь можете сказать, что за царица в загадке сидела в санях? И что за белые скакуны ее везли? Дети: Царица-Зима, скакуны- зимние месяцы. Воспитатель: Ребята, а как вы узнали, что на иллюстрации изображена зима? Дети: Везде лежит снег. Воспитатель: Что делает снег зимой? Дети: Идет, летит, порхает, кружится, ложится. Воспитатель: Какой снег? Дети: Холодный, белый, пушистый, легкий, серебристый, кружевной. Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в речевую игру «Родственные слова». «Родственные слова» мы будем подбирать к слову СНЕГ, а помогать нам будут картинки на СМАРТ-доске. (воспитатель выводит на СМАРТ-доску картинки: снежинка, снежок, снеговик, Снегурочка. подснежник, снегирь, снегокат. А также картинки в названии которых не живет слово СНЕГ). Воспитатель: Молодцы, ребята! Зима красивое, поэтичное время года. О зиме сложено много песен, написано много стихов. Как называют человека, который пишет стихи? Дети: Поэт. Воспитатель: Я хочу прочитать вам стихотворение о зиме поэта С.Маршака «Открываем календарь». Послушайте. «Открываем календарь – Начинается январь. В январе, в январе Много снега на дворе – Снег на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки. В небо дым идет столбом. |
Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания |
Мотивация к самостоятельной деятельности |
Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в ситуации (2-3 мин)
|
Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения; |
Воспитатель: Ребята, кто сможет повторить стихотворение, прочитать наизусть? ( педагог дает возможность попытаться рассказать стихотворение всем желающим.) Воспитатель: Почему не смогли рассказать стихотворение наизусть? Дети: Мы не смогли запомнить. Воспитатель: Значит, что вам нужно сделать, чтобы вы смогли запомнить стих?
|
Анализ детьми возникшей ситуации
|
Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину
|
Выявление уровня затруднения
|
Открытие нового знания (способа действия) (3-4 мин.)
|
Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин; |
Воспитатель выслушивает все предложения детей, старается вовлечь всех детей в обсуждение. Воспитатель: Молодцы, ребята. А если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать, то, что нужно делать? Дети: Спросить у того, кто знает. Воспитатель: Для того, чтобы лучше и быстрее запомнить стихотворение, люди придумали мнемосхемы, на которых рисуют все, то, что поможет выучить стихотворение. У нашего стихотворения тоже есть своя мнемосхема. Чтобы запомнить стих, надо внимательно рассмотреть схему. (рассматривание мнемосхемы на СМАРТ доске). Воспитатель: Ребята, напомните мне еще раз, что поможет нам запомнить стихотворение? Дети: Мнемосхема. Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам встать и немножко отдохнуть. Физ.минутка «Зимой». На санках едем мы гурьбой,( имитация езды на санках) Потом в снежки мы поиграем,(лепить снежки и бросать). Все дружно лыжи одеваем,(«одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»). Потом все встали на коньки,(изображают катание на коньках). Зимой веселые деньки!(прыжки вверх). |
Формирование опыта успешного преодоления затруднения
|
Умение определять способы и средства для достижения цели
|
Теперь вы знаете как?
|
Включение нового знания в систему знаний и умений (3-4 мин) |
Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами |
Воспитатель: Сейчас я еще раз прочитаю вам стихотворение с помощью мнемосхемы, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Далее педагог предлагает детям самостоятельно прочитать стихотворение используя мнемосхему. ( чтение по одной строчке, один начинает второй продолжает, чтение стиха целиком). |
Практическое выполнение задания |
Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия |
Самоконтроль |
Осмысление (2 мин) |
Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь |
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Дети: О зиме, учили стихотворение. Воспитатель: Какие знания пригодились? Что помогло вам быстро запомнить и прочесть стихотворение? Дети: Мы рассказывали о снеге, познакомились с мнемосхемой. Мнемосхема помогла запомнить стихотворение. Воспитатель: Вы все были молодцы. |
Рефлексия (личная оценка) |
Умение достигать поставленной цели |
Что хотели сделать? Получилось? Почему? |