Бурмистрова Наталья Геннадьевна
Воспитатель, МДОАУ № 126, г. Оренбург
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Бурмистрова Н.Г. Познавательно-исследовательский проект «Вода – источник жизни на Земле» // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 906734
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: средней продолжительности (январь-май)
Возрастная группа: дети средней группы (от 4 до 5 лет).
Актуальность проекта: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете нужны экологически образованные люди И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.
Цель: Познакомить с одним из компонентов природы, источником жизни на земле – водой.
Задачи:
Участники проекта: педагоги, дети и их родители.
План реализации проекта «Вода – источник жизни на Земле»
Этап проекта |
Мероприятия |
Цель |
Сроки |
организационный этап |
Определение цели, задач. Подготовка методического обес-печения проекта (подбор литературы и т д) Выявление имеющихся у детей знаний по данной теме. |
Поиск решения цели и задач проекта |
Декабрь, 2016г. |
этап апробации |
Работа с детьми |
||
Практическая деятельность по исследованию проекта . |
Расширение представлений детей о свойствах воды, ее важности для всего живого на нашей планете. |
Январь – Май 2017г. |
|
Работа с родителями |
|||
Помощь в оснащении лаборатории воды в группе. Консультации по данной теме |
Активизация познавательных интересов детей в процессе экспериментальной деятельности. |
Декабрь - Апрель 2017 г. |
|
этап аналитический |
Мониторинг реализации проекта |
Определить эффективность проектной деятельности |
Апрель, 2017 г. |
заключительный этап |
Размещение информации и фотографий на сайде ДОО. Организация и проведение развлечения « В гостях у волшебницы Воды» |
Апробация передового опыта среди общественности
|
Апрель, 2017г. |
Выступление на педагогическом совете (презентация) |
Апробация передового опыта среди коллег.
|
Май, 2017 г. |
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
«Вода – источник жизни на Земле»
Сроки |
Тема |
Содержание |
Декабрь 2016г
Январь 2017г |
Мониторинг уровня развития представлений и знаний детей о воде. Снег. Уточнить и расширить знания детей о снеге( его свойствах).Помочь понять почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Вызвать радость от открытий полученных из опытов.
|
Беседа «Что ты знаешь о воде?» Первая неделя. 1.Беседа «Откуда снег пришел?» 2.Наблюдения «Снегопад» 3.Экспериментальная деятельность «Снег – какой он?» 4. Подвижная игра «Снежная баба». 5.Чтение художественной литературы Е. Андреева «Алешка и снежок» Вторая неделя. 1.Беседа «Вьюги и метели». 2.Наблюдение «Какой бывает снег? 3.Экспериментальная деятельность «Свойства снега». 4.Рисование « Снег идет» 5.Подвижная игра « Снежинки – пушинки» 6.Чтение художественной литературы Е. Трутнева «Первый снег» Третья неделя. 1.Беседа «Такие разные снежинки ». 2.Распознающее наблюдение «Снежинка прилетела на ладонь…». 3.Экспериментальная деятельность «Где снежинка тает быстрее?» 4.Рисование «Веселые снежинки» 5.Чтение художественной литературы К.Бальмонт «Снежинка». Четвертая неделя. 1.Познавательный рассказ « Как образуется иней». 2.Наблюдение « В январе, в январе все деревья в серебре…» 3.Лепка « Снеговик» 4.Подвижная игра «Через сугробы». 5.Чтение художественной литературы В. Степанова «Снегурочка» |
Февраль 2017г |
Лед Уточнить и расширить знания детей льде. Выявить, что лед твердое вещество, состоит из воды . Определить что лед тает от тепла. В горячей воде тает быстрее, вода превращаясь в лед принимает форму емкости в которой находилась. |
Первая неделя. 1.Беседа « что такое лед?» 2.Наблюдение «Ледяная дорожка». 3.Экспериментальная деятельность « Лед – твердая вода». 4.Подвижная игра « Льдинки». 5.Чтение художественной литературы Э. Успенский «Проказы старухи зимы». Вторая неделя. 1.Беседа « Что такое гололед?». 2.Распознающее наблюдение « Лед скользкий». 3.Экспериментальная деятельность «Лед легче воды». 4.Подвижная игра « Прокатись по дорожке». 5.Чтение художественной литературы В. Берестов «Не идется и не едется….» Третья неделя. 1.Беседа « Опасный лед». 2.Наблюдение «Цветные льдинки» 3.Экспериментальная деятельность «Цветной лед». 4.Игровое упражнение « Хождение по льдинам..» 5.Чтение художественной литературы В. Бианки «Последние льдинки». Четвертая неделя. 1.Беседа «Где растут сосульки?». 2.Наблюдение «Сосульки на крыше». 3.Экспериментальная деятельность «Что тает быстрее лед или снег?». 4..Рисование «Сосульки ». 5.Чтение художественной литературы М. Дружинина «Сосулька» |
Март 2017г
|
Вода Закрепить знания детей о воде, продолжать знакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то что даже такой привычный объект. как вода таит в себе много неизведанного
|
Первая неделя. 1. Беседа «Волшебница вода». 2. Наблюдение «Первые проталины». 3. Экспериментальная деятельность «Какая ты вода?» . 4. Подвижная игра «Веселые ручейки» 5. Чтение художественной литературы Н. Сладков «Весенние радости». Вторая неделя. 1. Беседа «Почему тает снег?». 2. Наблюдение за таянием снега. 3. Экспериментальная деятельность «Вода – растворитель». 4. Рисование «Чудо капельки». 5. Экологические сказки «Живая вода». Третья неделя. 1. Беседа «Водный транспорт». 2. Дидактическая игра «Плавает – не плавает». 3. Экспериментальная деятельность «Горячая –холодная» 4. Чтение художественной литературы В. Иванова «Трудолюбивая вода». 5. Подвижная игра «Кораблики». Четвертая неделя. 1. Беседа «Путешествие капельки». 2. Наблюдение «Облака белогривые лошадки». 3. Экспериментальная деятельность «Разноцветная вода». 4. Аппликация «Веселые Капельки» 5. Чтение художественной литературы М. Дружинина «Капелька». |
Апрель2017г |
Вода нужна всем. Закрепить знания детей о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Дать детям представление о роли воды в жизни растений. |
Первая неделя. 1. Беседа «Апрель, апрель – на дворе стоит капель…». 2. Наблюдение «Весенняя песенка воды». 3. Экспериментальная деятельность «Звенящая вода». 4. Дидактическая игра «Кому нужна вода?». 5. Подвижная игра « Ходят капельки по кругу». Вторая неделя. 1. Беседа «Весенний дождик». 2. Наблюдение за дождем. 3. Пальчиковая игра «Дождик капнул на ладошку». 4. Экспериментальная деятельность «Водяная мельница». 5. Подвижная игра «Тучка и капельки». 6. Чтение художественной литературы А. Тараскин «Сколько знаю я дождей». Третья неделя. 1. Беседа «Почему растения рады дождю?». 2. Проблемная ситуация «Почему завял цветок?». 3. Экспериментальная деятельность «Пар – это тоже вода». 4. Подвижная игра «Солнышко и дождик». 5. Чтение художественной литературы Б. Заходер «Дождик». Четвертая неделя. 1. Беседа «Почему надо беречь воду?». 2. Дидактическая игра «Хорошо – плохо». 3. Эксперименальная деятельность «Очищение воды». 4. Подвижная игра «Через ручеек?». 5. Чтение художественной литературы Б Заходер «Что случилось с рекой». |
Май 2017г |
Кто без воды жить не может. Дать начальные представления о живых организмах приспособленных к жизни в воде. Разъяснить необходимость охраны и бережного отношения к воде. |
Первая неделя. 1. Беседа «Кому вода нужнее?». 2. Наблюдения «Деревья после дождя». 3. Экспериментальная деятельность «Тонущие и плавающие предметы». 4. Дидактическая игра «Кто во что одет?» (лото с элементами моделирования). 5. Чтение художественной литературы П. Синявский «Ручеек». Вторая неделя. 1. Беседа «Кому в воде жить хорошо?». 2. Наблюдение «Купание птиц в лужах». 3. Дидактическая игра «Царство рыб». 4. Рисование «Рыбки в озере резвились». 5. Чтение художественной литературы И. Токмакова «Где спит рыбка?». 6. Подвижная игра «Караси и щука» Третья неделя. 1. Беседа «Кому в воде расти хорошо?». 2. Дидактическая игра «Бежит, плывет, летит…» 3. Лепка «Озеро с камышами». 4. Подвижная игра «Удочка». 5. Чтение художественной. литературы Г. Андерсен «Дюймовочка». Четвертая неделя. 1. Беседа «Мы и река». 2. Проблемная ситуация «Почему в озере никто не живет?». 3. Экспериментальная деятельность «Плыви, плыви кораблик..». 3. Дидактическая игра «Где спряталась вода?». 4. Подвижная игра «Море волнуется раз». 5. Чтение художественной литературы Н. Рыжова «Как люди речку обидели». |
Перспективный план работы с семьями воспитанников по проекту «Вода – источник жизни на Земле»
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Амплификация предметно-развивающей среды в группе |
Декабрь,2016 |
2 |
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Тематическая выставка «Такие разные снежинки» |
Январь, 2017 |
3 |
Родительское собрание «Познавательно-исследовательская деятельность детей 4-5 лет» |
Февраль, 2017 |
4 |
Наглядная информация «22 марта– Всемирный день воды» Выставка детских рисунков «Водный мир». |
Март, 2017 |
5 |
Фотовыставка «Юные исследователи» Развлечение «В гостях у Волшебницы Воды» |
Апрель,2017 |
6 |
Консультация «Развивающие игры с водой» |
Май,2017 |
Формы подведения итогов реализации проекта: развлечение «В гостях у Волшебницы Воды»
Ресурсное обеспечение:
Предметно-развивающая среда: центр экспериментирования,(прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, краски, воронки ,фартуки и т д)
Ожидаемый результат:
Литература: