Минутки-побудки как средства формирования двигательной активности

Веретенникова Алина Сергеевна
Бережная Юлия Александровна
Дутова Ольга Владимировна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №11", г. Алексеевка, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №11", г. Алексеевка, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №11", г. Алексеевка, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Веретенникова А.С., Бережная Ю.А., Дутова О.В. Минутки-побудки как средства формирования двигательной активности // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 871720


 

Аннотация. В статье рассматривается способ использования в работе минуток-пробудок как средства формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова. Минутки-побудки, гимнастика после сна.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы»

Сухомлинский В.А.

Здоровье – это дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Ребенка здорового легче воспитывать, учить и растить. У детей с крепким здоровьем быстрее формируются все необходимые умения и навыки. Они лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Именно поэтому в настоящее время особое внимание в работе с дошкольниками уделяется укреплению и сохранению здоровья детей. Разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления в соответствии с ФГОС. Одним из эффективных способов укрепления здоровья является использование гимнастики и минуток-пробудок после дневного сна.

Согласно учению И.Г. Павлова, сон имеет «спасительное», охранительное значение для мозга. Во время сна отдыхает весь организм, замедляются все жизненные функции: спокойно работает сердце, реже делается дыхание, расслабляются мышцы. Постепенно выносливость мозговой коры увеличивается и сон ребенка изменяется, а именно увеличиваются периоды бодрствования. Необходимо помнить, что приготовление ко сну, сон и правильное пробуждение имеют большое значение для здоровья детей, их психического благополучия. От того, как проснется малыш, зависит его настроение и то, как он ведет себя остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома. Ведь нужно чтобы 20, а то и 30 человек одновременно проснулись ото сна, да еще и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но вполне реально [2].

Гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности (5 минут), почти незаметная для детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.

Целесообразно ежедневно проводить минутки-пробудки, гимнастику после дневного сна с детьми всех возрастных групп. Они облегчают переход от сна к бодрствованию, позволяют плавно и одновременно быстро повысить физическую и умственную работоспособность детского организма, а также подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок, что положительно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Наиболее эффективными и любимыми детьми являются такие упражнения, как «Смешные котята», «Надуйте шарик», «Едет едет паравоз», «Зайчик», «Колобок», «В гостях у солнышка», «Наш весёлый зоопарк», «Лисички», «Часики идут», «Любимые игрушки», «Жучки и паучки», «Мишка косолапый» и другие [1].

Например, минутка-побудка для детей младшего возраста «Колючий ежик». Для ее выполнения воспитателю необходим атрибут в виде игрушки ежик, которого он держит в руках; маленькие массажные мячики по количеству детей, а так же рукавичка и грибочки по количеству детей. Под медленную музыку, воспитатель с ежиком в руках подходит к каждому ребенку и будит его касаясь каждого из них «лапкой». Поглаживает по плечу, по голове и оставляет рядом с ребенком массажный мяч, а под подушку кладёт грибочек. Когда дети открывают глаза, воспитатель просит заглянуть под подушку и сказать что там лежит. После дети берут грибочки в руки и кладут гостинец для ежика в рукавичку, затем дети садятся на кровати , а воспитатель читает стихотворение:

Просыпаемся ребята, Вам пора уже вставать.

Вы совсем не лежебоки,

Любите играть ,плясать.

Потянулись – раз, два, три, улыбнулись – посмотри.

Руки к потолку подняли, Ими дружно замахали.

И головку повернем мы

Влево, вправо, вверх и вниз.

(Далее дети берут маленьких ежиков ладошки и воспитатель продолжает):

Ёжика возьмём в ладошки и потрём его слегка,

Мы рассмотрим все иголки, помассируем бока.

Ёжика в руках кручу, поиграть я с ним хочу.

(После мячик прижимаем стопой к кровати и в соответствии со словами стихотворения выполняем движения):

Этот шарик непростой, весь колючий, вот такой.

Под стопу его кладём, им мы стопы разотрём.

Взад-вперёд его катаем, свои стопы развиваем.

Мы мячом круги катаем, взад-вперёд его гоняем.

Им погладим ножку и прижмем немножко.

Каждым пальчиком прижмем и другой ногой начнем.

И в заключении:

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.

Нам по пальчикам бежит И все время он пыхтит.

(Дети катают мяч по ножкам, ручкам вниз, вверх)

Бегает туда-сюда, нам щекотно, да-да-да!

(Дети катают мяч себе по животу.)

Уходи колючий ёж, В дом, в котором ты живёшь!

(Левой ладошкой прокатить мяч по правой и наоборот).

С помощью таких упражнений малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своем здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребенка – одно из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении [1].

Гимнастика после сна – как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из ее основных элементов новый образ. Поэтому мы составили картотеку игр и упражнений, стихов для минуток-пробудок, чтобы иметь возможность комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки [2].

 

Литература:

 

  1. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 256 с.
  2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001. 368 с.