Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Сафина Гузель Рафаэловна

Педагог-психолог, МДОУ "Детский сад "Огонек", г. Надым, Ямало-Ненецкий АО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сафина Г.Р. Здоровьесберегающие технологии в детском саду // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 862111


 

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО включает: «…становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)…»

 

Одним из средств решения обозначенных задач являются здоровьесберегающие технологии.

Что же такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада?

Попробуем разобраться в понятиях.

 

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу ВОЗ).

 

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

 

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку

-   обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада

-    воспитание валеологической культуры (осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека + знания о здоровье + умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье + навыки безопасного поведения + умение оказать

элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь).

применительно к взрослым (педагогам и

родителям воспитанников)

- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

 

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

  • медико-профuлактические технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии,
  • технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка;
  • технологии обеспечения здоровьесбережения, здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • технологии валеологического просвещения родителей.

 

Медико-профuлактические технологии

Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств

  • мониторинг здоровья дошкольников
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья
  • организация профилактических мероприятий
  • организация рационального питания
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
  • организация здоровьесберегающей среды в детском саду.

Физкультурно-оздоровительные технологии

Задачи: физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников

  • занятия по физической культуре
  • организация рационального двигательного режима
  • динамические паузы
  • закаливающие процедуры
  • гимнастика
  • подвижные и спортивные игры
  • дни здоровья
  • спортивные развлечения, праздники
  • профилактика плоскостопия и
  • формирование правильной осанки
  • оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах
  • массаж и самомассаж

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Задачи: воспитание валеологической культуры дошкольников, формирование осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его

Занятия, игровые ситуации и беседы:

  • о необходимости соблюдения режима дня,
  • о важности гигиенической и двигательной культуры,
  • о здоровье и средствах его укрепления,
  • о функционировании организма и правилах заботы о нем,
  • о правилах безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка

Задачи: обеспечение психического и социального здоровье ребёнка-дошкольника, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение эмоционального благополучия дошкольника.

психологическое и психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка:

  • тренинги
  • релаксация
  • музыкотерапия
  • психогимнастика
  • сказкотерапия
  • арттерапия,
  • технологии воздействия цветом,
  • технологии коррекции поведения

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

Задачи: развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни

  • подбор и расстановка кадров с учётом их деловых качеств, опыта и психологической
  • совместимости
  • учет требований к профессиональной подготовке педагогов,
  • совершенствование педагогического мастерства: семинары-практикумы,
  • конкурсы-смотры, педсоветы, консультации, методические рекомендации, открытые
  • показы

Технологии валеологического просвещения родителей

Задачи: информационно- просветительная работа с родителями воспитанников, установление партнерских взаимоотношений с в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей

  • консультативная помощь,
  • участие в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения,
  • папки-передвижки,
  • беседы,
  • личный пример педагога,
  • практические показы (практикумы)
  • выступления на родительских собраниях
  • информация для стендов
  • памятки, буклеты
  • презентации
  • акции
  • выставки плакатов

 

Каждая из рассмотренных технологий направлена на здоровьесбережение и здоровьеобогащение детей, посещающих дошкольное учреждение.

 

Рекомендации для педагогов по применению некоторых

Здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Виды технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические

паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин.,

по мере утомляемости

детей.

Применяется во всех возрастных группах

Рекомендуется для всех детей в

качестве профилактики

утомления.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и

других в зависимости от вида занятия

Подвижные и

спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (малой и со средней степенью подвижности).

Применяется во всех возрастных группах

Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.

В детском саду используем лишь элементы спортивных игр.

Гимнастика пальчиковая

Проводятся ежедневно индивидуально либо с подгруппой

Применяется во всех возрастных группах

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное

время)

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки

Применяется во всех возрастных группах

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-

оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах

Обеспечить проветривание помещения, педагог дает детям инструкции об обязательной

гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Применяется во всех возрастных группах

Форма проведения различна: упражнения на кроватках и рядом с кроваткой; ходьба по

«дорожке здоровья»; легкий бег из спальни в группу с разницей

температуры в помещениях

Закаливание

Ежедневно в различных

формах работы (прогулки, хождение босиком и др.)

Строгое соблюдение принципов закаливания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

В соответствии с требованиями СанПин

Применяется во всех возрастных группах

Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-

игровые ситуации

В свободное время, можно

во второй половине дня.

Время строго не фиксировано, в

зависимости от задач, поставленных педагогом. Применяется со старшего

возраста

Занятие может быть

организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игровые ситуации

1-2 раза в неделю в свободное время

Применяется во всех возрастных группах

В занятие входят разные виды деятельности: беседы, этюды и игры разной степени

подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж

В зависимости от

поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах

физкультурно- оздоровительной работы

Применяется во всех возрастных группах

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать

детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

3. Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время индивидуально либо с подгруппой

Применяется во всех возрастных группах

Используется для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения.

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-

оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах

Форма проведения зависит от поставленной задачи и

контингента детей Рекомендуется в качестве профилактики болезней

опорного свода стопы и опорно- двигательного аппарата.

Психогимнастика

1-2 раза в неделю Применяется во всех возрастных группах

Занятия проводятся по

специальным методикам - курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр),

направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной

сферы)

Музыкотерапия

Музыка прослушивается

дозированно в течении дня

в различных формах

работы в зависимости от поставленных целей Применяется во всех

возрастных группах

Используются для снятия напряжения, повышения

эмоционального настроя, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного

погружения в дневной сон и пр.

Песочная

игротерапия

Индивидуальные и

групповые игровые сеансы

1-2 раза в неделю в любое

свободное время

чтобы избежать неразберихи

вокруг «песочницы», нужно

предварительно обсудить с

детьми порядок работы и

установить для них несколько

правил

 

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.