Сафина Гузель Рафаэловна
Педагог-психолог, МДОУ "Детский сад "Огонек", г. Надым, Ямало-Ненецкий АО
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сафина Г.Р. Здоровьесберегающие технологии в детском саду // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 862111
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО включает: «…становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)…»
Одним из средств решения обозначенных задач являются здоровьесберегающие технологии.
Что же такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада?
Попробуем разобраться в понятиях.
Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу ВОЗ).
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку |
- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада - воспитание валеологической культуры (осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека + знания о здоровье + умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье + навыки безопасного поведения + умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь). |
применительно к взрослым (педагогам и родителям воспитанников) |
- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей |
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
Медико-профuлактические технологии |
|
Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств |
|
Физкультурно-оздоровительные технологии |
|
Задачи: физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников |
|
Здоровьесберегающие образовательные технологии |
|
Задачи: воспитание валеологической культуры дошкольников, формирование осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его |
Занятия, игровые ситуации и беседы:
|
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка |
|
Задачи: обеспечение психического и социального здоровье ребёнка-дошкольника, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение эмоционального благополучия дошкольника. |
психологическое и психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка:
|
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования |
|
Задачи: развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни |
|
Технологии валеологического просвещения родителей |
|
Задачи: информационно- просветительная работа с родителями воспитанников, установление партнерских взаимоотношений с в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей |
|
Каждая из рассмотренных технологий направлена на здоровьесбережение и здоровьеобогащение детей, посещающих дошкольное учреждение.
Рекомендации для педагогов по применению некоторых
Здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
Виды технологий |
Время проведения в режиме дня |
Особенности методики проведения |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
||
Динамические паузы (физкультминутки) |
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Применяется во всех возрастных группах |
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия |
Подвижные и спортивные игры |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (малой и со средней степенью подвижности). Применяется во всех возрастных группах |
Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр. |
Гимнастика пальчиковая |
Проводятся ежедневно индивидуально либо с подгруппой Применяется во всех возрастных группах |
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) |
Гимнастика для глаз |
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки Применяется во всех возрастных группах |
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога |
Гимнастика дыхательная |
В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах |
Обеспечить проветривание помещения, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
Гимнастика пробуждения |
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Применяется во всех возрастных группах |
Форма проведения различна: упражнения на кроватках и рядом с кроваткой; ходьба по «дорожке здоровья»; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях |
Закаливание |
Ежедневно в различных формах работы (прогулки, хождение босиком и др.) |
Строгое соблюдение принципов закаливания |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни |
||
Физкультурное занятие |
В соответствии с требованиями СанПин Применяется во всех возрастных группах |
Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение |
Проблемно- игровые ситуации |
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Применяется со старшего возраста |
Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности |
Коммуникативные игровые ситуации |
1-2 раза в неделю в свободное время Применяется во всех возрастных группах |
В занятие входят разные виды деятельности: беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. |
Самомассаж |
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах |
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму |
3. Коррекционные технологии |
||
Артикуляционная гимнастика |
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время индивидуально либо с подгруппой Применяется во всех возрастных группах |
Используется для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения. |
Гимнастика ортопедическая |
В различных формах физкультурно- оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах |
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Рекомендуется в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно- двигательного аппарата. |
Психогимнастика |
1-2 раза в неделю Применяется во всех возрастных группах |
Занятия проводятся по специальным методикам - курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) |
Музыкотерапия |
Музыка прослушивается дозированно в течении дня в различных формах работы в зависимости от поставленных целей Применяется во всех возрастных группах |
Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон и пр. |
Песочная игротерапия |
Индивидуальные и групповые игровые сеансы 1-2 раза в неделю в любое свободное время |
чтобы избежать неразберихи вокруг «песочницы», нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил |
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.