Ярукова Ольга Владимировна
Старший воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", республика Коми, г. Сыктывкар
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ярукова О.В. Ток-шоу с педагогами «Профессиональный диалог» // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 864748
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве.
Выразительная речь.
1. Произнесите фразу "Иди сюда" (громко, таинственно, возмущенно, радостно).
2. Скажите "молодец" (тихо, громко, ласково, удивленно, иронично, восторженно, радостно).
Мимическая реакция.
Началось занятие, дети уже слушают ваш рассказ. Открывается дверь и входит ребенок («шустрик»).
Вы смотрите на него:
Требовательно: «Быстро садись».
Удивленно: «Не ожидала».
С досадой: «Опять меня отвлекаешь».
Вопросительно: «Что-то случилось?».
Укоризненно: «Ты мешаешь работать!»
Радостно: «Наконец-то!»
Без данных высказываний наверно не обходится ни один воспитатель, может быть это иногда и уместно, но современные дети не хотят слепо слушать указания и подчиняться требованиям взрослых если они не понимают ЧТО ЭТО ИМ ДАСТ И ЗАЧЕМ ИМ ЭТО НУЖНО!!!
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
1 слайд, музыка (Ток-шоу)
Вы не всегда знаете, что и как сказать?
Вы просто замечаете за собой некую косноязычность?
Вы хотите быть чуть увереннее в ведение деловых бесед?
Вы хотите попробовать свои силы в ораторском искусстве?
Вы должны научиться правильно общаться в коллективе?
Для того, чтобы быть более уверенными и красноречивыми, сегодня мы с Вами проведем ток-шоу «Профессиональный диалог».
Но сначала я познакомлю вас с законами диалога:
– Диалог – свободный обмен мнениями.
– В диалоге все активны. В споре все равны.
– Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен или отстаивает то, с чем согласен.
– Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
– Главное в диалоге – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты в качестве аргументов не принимаются.
– Острое, меткое слово приветствуется.
– Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
А сначала давайте настроимся на предстоящую работу, создадим себе хорошее настроение с помощью жеребьевки разделимся на микрогруппы и вытянем вопрос. Педагоги делятся на две группы (плюс и минус), в группах делятся на микрогруппы по два человека, вытянув вопрос, микрогруппа должна продумать и отстоять перед аппонентами свою точку зрения.
1. Группа плюс: ТРИЗ не поможет ребенку в реальной жизни.
Группа минус: ТРИЗ поможет ребенку в реальной жизни.
2. Группа плюс: Гениями рождаются.
Группа минус: Гениями становятся.
3. Группа плюс: Творчеству нельзя обучить, для творчества нужно вдохновение.
Группа минус: Творчеству можно обучить.
4. Группа минус: Учить детей жить в мире, которого не знаем сами, в мире будущего – это наша обязанность.
Группа плюс: Учить детей жить в мире, которого не знаем сами, в мире будущего – это наше призвание.
5. Группа минус: Все уже изобретено, нужно только умело это внедрять.
Группа плюс: Нет, не все изобретено, дети изобретатели, нужно поддерживать инициативу детей.
6. Группа плюс: Воспитателем быть хорошо.
Группа минус: Воспитателем быть плохо.
Для обсуждения вопроса дается не более 5 минут!!! Начинаем работать (МУЗЫКА).
После обсуждения, команды выходят на импровизированный ринг, где натянута лента, и команды плюс и минус доказывают свою точку зрения и задают друг другу вопросы. Между командами происходит «Профессиональный диалог».
Пока жюри обсуждает и выносит свой вердикт, какая позиция была выигрышнее, мы проведем мозговой штурм:
1. Как расшифровывается аббревиатура ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)
2. Кто основал технологию ТРИЗ (Генриха Саулович Альтшуллера)
3. Какие методы и приемы использует технология ТРИЗ:
Мозговой штурм
Мозговой штурм – из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).
Синектика
Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода – познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии:
Метод каталога
Разработан в тридцатые годы ХХ столетия профессором Берлинского университета Э. Кунце, применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.
Метод фокальных объектов
Является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.
Системный анализ (системный оператор)
Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.
Как освоить системный анализ: кольца Луллия
Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия – эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и состоит из трёх вращающихся круговых зон:
Морфологический анализ
Морфологический анализ – комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат – горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Морфологический ящик включает большее количество осевых линий, например, объектов может быть несколько (ребёнок, подросток, старик), расширяется перечень характеристик (одежда, способ передвижения, внешний вид, характер).
Данетка
Скорее игра, чем метод, данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам.
«Золотая рыбка»
Метод учит разграничивать мир реальный и фантастический, видеть взаимопроникновение и переплетение двух этих миров. Анализ сказки с точки зрения разделения реальных и фантастических событий.
Моделирование маленькими человечками
Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких – находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных – очень шаловливые и постоянно двигаются.
4. Каков объем словарного запаса ребенка в зависимости от возраста:
5.Определите правильную постановку ударения в словах: агент, алкоголь, асбест, афера, баловник, вероисповедание, вечеря, гастрономия, гравировать, диспансер, досуг, жалюзи, знамение, красивее, недуг, сливовый, средства, ходатайство, звонит
6. «Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся
7.Вспомните название сказки:
– Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»)
– Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»)
– Сказка о ветеринаре («Доктор Айболит»)
– Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»)
– Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»)
– Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ- гигант («Репка»)
– Сказка о трудолюбивой девочке («Золушка»)
– Сказка о лесном общежитии («Теремок»)
– Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»)
– Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»)
Слово жюри для подведения итогов.
Обе команды замечательно справились с профессиональным диалогом.
Вывод: Исходя из этого, я хотела остановиться на словах Георг Вильгельма Фридрих Гегеля «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Поэтому, уважаемые педагоги, я думаю надо развивать сою речь, а речь детей именно в дошкольном возрасте, а технология ТРИЗ, поможет найти путь в данном направлении.
Как гласит китайская мудрость:
Не плыви по течению, не плыви против течения – плыви поперек течения, если хочешь достигнуть противоположного берега.