Слинько Карина Юрьевна
Черкашина Оксана Владимировна
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Слинько К.Ю., Черкашина О.В. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 861528
Работая с детьми группы раннего возраста, мы поняли, что сенсорное развитие играет большую роль в развитии ребенка, поскольку оно составляет основу всего развития.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на первый план выдвигается развивающаяся функция образования, которая обеспечивает формирование личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности.
Сенсорное развитие является необходимым условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки навыков лежат в общем уровне сенсорного развития, достигнутом в раннем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет – это период наиболее интенсивного физического и умственного развития детей.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, размере. Познание начинается с восприятия объектов и явлений окружающего мира.
В педагогическом процессе сенсорного развития детей существуют такие задачи, как обогащение непосредственного сенсорного опыта детей при различных видах деятельности, движения рук к предмету в процессе ознакомления, нахождение сходств и различий между предметами и умение обозначать свойства предметов.
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, визуальная деятельность (рисование, конструирование, игровая деятельность, так как игра легче запоминается ребенку).
Ценность сенсорного развития заключается в том, что оно развивает внимание, развивает наблюдение, составляет основу интеллектуального развития и усваивает сенсорные стандарты.
Начиная со второго года жизни основное место в сенсорном развитии детей занимает знакомство их с общепринятыми сенсорными стандартами и способами использования.
Для сенсорного развития детей в моей группе была создана соответствующая предметно-развивающаяся среда. У нас есть центр игры с песком и водой. Дети очень любят переливать воду из одной емкости в другую. Дети любят смешивать песок с водой и делать различные формочки.
У нас также есть дидактический стол для сенсорики. Там у нас есть такие игры, как: пирамиды разных размеров, лабиринты, головоломки, разделенные изображения из 2 частей и 4 частей и т. д. Игры, купленные в магазине, а так же игры, сделанные своими руками. Мы создали много дидактических материалов на различные темы и фетровые игры для сенсорного развития.
Учитывая особенности работы с детьми для достижения цели, мы используем метод повторения одних и тех же занятий, но с использованием нового материала.
Чтобы ребенок мог лучше понять все, что мы даем родителям рекомендации, как заниматься с ребенком дома. После проведения анкетирования родителей, выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не все заняты дома. Для родителей была организована консультация на тему «сенсорное развитие маленьких детей», проведена выставка дидактических игр и пособий по тематическим мероприятиям, которые можно не только купить в магазине, но и изготовить своими руками, например, подобрать краску, собрать «веселые бусы» , шнуровку и т.д. Мы создали небольшую библиотеку для наших родителей, где мы подобрали книги по сенсорному развитию.
Также мы провели диагностику сенсорного развития, которая проводилась на основе программы диагностики и развития. Мы использовали дидактические игры, потому что они близки и понятны детям.
1 задание: игра «Найди цветок для бабочки». Цель: выявление умения ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой, называть их цвет – красный, желтый, синий, зеленый.
2 задание: игра «Занимательная коробочка». Цель: выявление у ребенка знания о форме (шар, куб).
3 задание: Дидактическая игра «Собери пирамидку». Цель: выявление умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой, маленький, больше-меньше, различать понятия один-много).
По проведению этих 3 заданий нами было выявлено, что в начале учебного года у многих детей был низкий уровень показателей по сенсорному развитию, учитывая специфику работы с детьми раннего возраста, чтобы добиться лучших результатов, мы планируем использовать способ повторения тех же занятий, но применяя новый материал, и уже к концу года уровень показателей должен повыситься.
В своей работе мы поставили и решаем следующие задачи:
В своей работе с детьми мы придерживаемся следующих принципов:
Планируемые результаты: дети станут более самостоятельными, любопытными, у них появится интерес к экспериментированию, расширится кругозор. Благодаря этому большинство детей станут более инициативны, активны в общении. Установится тесный контакт с родителями.
Литература: