Кущева Ирина Евгеньевна
Учитель, МБОУ "СОШ", с. Малотроицкое, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кущева И.Е. Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 17.04.2024).
Заказ № 851333
Модернизация отечественной системы образования обусловила целый спектр задач, среди которых особое место занимает необходимость формирования у детей навыков самостоятельной работы по получению и применению знаний уже с начальной ступени обучения. Решению данной задачи способствует применение учителем технологии проектного обучения, поскольку, при «систематическом включении младших школьников в проектную деятельность обеспечивается формирование у них ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой. Личностного самосовершенствования» [3]. Успешность данного методического решения обусловлена и тем, что по своей природе каждый ребёнок является маленьким исследователем. Любознательность, желание открывать новые сведения об окружающем мире экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения, которые и служат психологической основой внедрения проектной методики уже на ранних ступенях обучения.
Следует отметить, что реализация ФГОС уже сама по себе подразумевает широкое использование в образовательном процессе таких методических инструментов, которые эффективно формируют у младших школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, ‑ что в конечном итоге и формирует базу, необходимую школьнику для успешного обучения на следующих образовательных ступенях.
В подобных условиях проектно-исследовательская деятельность и может трактоваться как одно из ведущих условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Действительно, современные исследователи отмечают, что ведущей формой, позволяющей направлять деятельность младших школьников для успешного развития универсальных учебных действий, является проектная технология метод, которая определяется как «образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков по системной организации проблемно-ориентированного поиска» [2]. Соответственно, результатом использования проектной деятельности в обучении младших школьников является формирование тех познавательных мотивов и исследовательских умений, которые являются субъективно новыми для учащихся способами деятельности.
Высокая эффективность проектной методики в сравнении с традиционными методами обусловлена тем, что её применение предполагает высокую степень самостоятельности и инициативности учащихся, требует выраженной познавательной активности, а также способствует развитию социальных навыков младших школьников в процессе групповых взаимодействий. Следствием системного внедрения проектной методики в практику формирования у младших школьников необходимых универсальных учебных действий является приобретение детьми определённого опыта исследовательской и творческой деятельности, а также формирование межпредметной интеграции знаний, умений и навыков.
Поскольку в основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, то и сам процесс применения проектной методики подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Как показывает анализ современного опыта в применении данной методики, результаты выполненных проектов зачастую непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся, поэтому и воспринимаются учащимися как интересные и личностно значимые.
Важно отметить и тот факт, что стержневым принципом в применении проектной методики является принцип совместной деятельности учителя и ученика на всех этапах работы: они вместе планируют, формулирую задачи, разрабатывают содержание этапов работы, анализируют и оценивают полученные результаты, определяют дальнейшую перспективу работы. При этом сама форма продукта может быть различной: от конкретного теоретического решения проблемы до результата, готового к внедрению. В частности, примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель и т.д.
Как отмечают современные исследователи, метод проектов позволяет не просто приобщать младших школьников к совместной с учителем деятельности, но и моделировать такие проблемы, у которых находится аналогичное отражение во «взрослом» мире. Получается, что решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных, по сути, проходя определённый этап социализации, ведь на современном этапе модернизации отечественного образования ФГОС НОО не просто устанавливает определённые требования к результатам освоения основной образовательной программы, но и обозначает вполне конкретные цели в формировании личностной сферы ученика. Среди этих личностно значимых результатов выделяются 10 основных аспектов, каждый из которых определённым образом «работает» на формирование личности будущего гражданина. Непосредственно связанными с задачами применения проектного обучения нам видятся такие задачи, как «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий», «овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире», «принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения», а также «развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Действительно, выполняя проект, ребенок постепенно обучается азам самостоятельного мышления, формирует навыки поиска и формулировки проблемы, а также путей по её решению, у школьника развивается способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи в том информационном пространстве, которым он овладевает.
В ходе анализа актуального опыта применения проектного обучения мы хотели бы остановиться на системе применения проектной деятельности, подразумевающей активную исследовательскую составляющую, которую предлагает доктор педагогических и психологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета А.И. Савенков. Как отмечает исследователь, принципиальное отличие проекта с элементами исследования от обычного проекта заключается в том, что он подразумевает не просто достижения результата с заранее определённой «глубиной решения проблемы», а допускает «бесконечное движение вглубь проблемы» [1]. Исследовательский проект и ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть выраженную тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он сможет более успешно адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет профессию, будет жить творческой жизнью.
Рассматриваемая нами методика проведения учебных исследований, учебных проектов, предлагаемая А.И. Савенковым, позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Данную методику можно успешно применять как на уроках, так и во внеурочной работе. Предлагаемая система занятий позволяет учащимся в игровой форме выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать. Совместный творческий поиск позволяет делать открытия, создавать новое, делать выводы и идти дальше, что, несомненно, повышает познавательную активность.
Как показывает практика применения данной методики, её системное использование с первых занятий с классом позволяет не просто познакомить детей с такими понятиями, как «исследование», «открытие», «исследователь», «исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность», «эксперимент», «гипотеза», «схемы», «результат», «защита», «доклад», но и вызвать интерес к той деятельности, которая непосредственно связана с данными понятиями. При организации занятия с включением заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (сравнение, классификация, обобщение) свою эффективность показали такие проектно-исследовательские задания, как игра-исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение. Важно отметить, что условиях обучения в начальной школе данная работа проводится в сопровождении тщательно продуманного контроля со стороны учителя, тема при этом предлагается общего характера, а объём работы сравнительно невелик.
Во втором классе для организации проектно-исследовательской деятельности применяются те же исследовательские задания: мини-исследование, мини-проект и т.д. Работа проходит в основном под руководством учителя, но тема уже может, предлагается как коллективная, так и индивидуальная. Объём работы немного увеличивается по сравнению с первым классом. Кроме того, начиная со второго класса, целесообразна организация тренировочных занятий и специальных занятий по отработке основных этапов исследовательской работы.
Своеобразным введением в проектную деятельность для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная со второго класса, при этом «проектной задачей» понимается задача, в которой через предложенные задания стимулируются детские действия для получения нового в практике ребенка результата. Цель данного этапа работы обусловлена необходимостью научить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности.
В третьем классе исследовательские задания заметно усложняются, в частности дети знакомятся уже со всеми этапами работы над проектом, а к четвёртому классу учащиеся должны научиться:
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, учащиеся (1) овладевают универсальными учебными действиями, которые учат планировать работу, работать в группе, обсуждать выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы и распределяя задания для выполнения; (2) знакомятся с требованиями к работе и требования к конечному продукту; (3) узнают, какими бывают источники информации (книги, словари, учителя, родители и т.д.) и учатся работать с названными источниками; (4) учатся оценивать конечный результат; анализируют свою работу. Всё это способствует развитию всех четырёх блоков универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, поскольку в ходе овладения проектной методикой учащиеся учатся связывать учебную ситуацию с реальными жизненными целями и ситуациями (личностные УУД); овладевают азами управления познавательной и учебной деятельностью в процессе формулировки целей, при осуществлении планирования, контроля и дальнейшей коррекции своих действий (регулятивные УУД); овладевают базовыми умениями исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания (познавательные УУД); у них формируется умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками (коммуникативные УУД). Кроме прочего, выполняя исследования в группах, юные исследователи: и сильные, и слабые ‑ получают возможность развить лидерские качества, соответственно, участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться в дальнейшем.
Литература: