Костина Н.В. Одаренность // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 854094
Актуальность.
Россия вступает в информационное общество, где востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, обладающими ответственностью за принятое решение. Развитию таких способностей и личностных качеств способствует творческая деятельность, обращенная к будущему. Творческие способности человека следует признать немаловажной частью его интеллекта.
Реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. Об актуальности развития одаренности обучающихся говорит и то, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет.
Слайд 2
Актуальность работы с одаренными детьми определяет следующие цели и задачи:
Цель: Создание максимально благоприятных условий, как в учебном процессе, так и во внеурочное время для интеллектуального развития, творческих способностей, исследовательских навыков, личностного роста одаренных детей.
Слайд 3
Основные задачи работы с одаренными учащимися:
- Подобрать наиболее эффективные формы, методы и приемы развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта;
- Организовать систему психолого-педагогического сопровождения и управления процессом работы с одаренными учащимися (диагностика, развитие, просвещение, социальная поддержка, создание банк данных «Одарённые дети МАОУ «СОШ №1», дополнительный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио», включить в систему развития таких детей все возможности школы: уроки, внеурочные мероприятия, семью, систему дополнительного образования школы и города;);
- Организовать систему специальной подготовки педагогических кадров;
- Создать рабочую группу по реализации данной целевой программы школы;
- Организовать разработку и внедрение индивидуальных программ и проектов педагогов школы по развитию креативности детей совместно с ВУЗами;
- Стимулировать работу педагогов по разработке авторских педагогических технологий работы.
Слайд 4
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, выдающимися достижениями.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Слайд 5
Виды одаренности, развитие которых становится задачей педагогического коллектива нашей школы:
- в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная и организационная.
- в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
- в коммуникативной деятельности – лидерская одаренность;
- в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется.
Слайд 6
Принципы обучения одаренных детей.
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Цели и методы обучения должны способствовать познавательному развитию и воспитанию личностных качеств;
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс обучения должны учитывать индивидуальные особенности учащихся.
- Принцип учета возрастных возможностей. Соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах.
- Принцип взаимодействия ОУ с семьей. Результаты реализации программы будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте;
- Принцип сотрудничества, специальную подготовку педагогов к работе с одаренными детьми через краткосрочные курсы повышение квалификации педагогов, самообразование, методическую работу.
Слайд 7
Основные подходы к разработке содержания учебных программ для одаренных детей:
- Ускорение – Реализация данного подхода осуществляется в школе на базе летнего пришкольного лагеря, творческие мастерских по предметам, развивающие курсы,
- Углубление – Предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
- Обогащение – качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем.
- Проблематизация – состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций.
Слайд 8
Направления работы с одаренными детьми:
1.Координационное направление:
- Изучение и формирование нормативно-правовой базы по работе с одаренными детьми;
- Формирование группы учащихся с предпосылками различных видов одаренности;
- Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (ученик-учитель-родители) по поддержке одаренных детей;
- Создание условий в ОУ эффективной работы с одаренными детьми.
2. Диагностическое направление:
- Формирование банка педагогических и психологических методик для выявления одаренных детей;
- Проведение психолого-педагогической и социальной диагностики детей, имеющих предпосылки различных видов одаренности.
3. Развивающее направление:
- Создание банка методик, методов и технологий для работы с одаренными детьми;
- Реализация существующей системы внеурочной деятельности, как условие развития творческих способностей учащихся;
- Организация психолого-педагогического сопровождения в ОУ для одаренных детей.
4. Кадровое направление:
Создание творческой группы педагогов – экспериментаторов, готовых работать с одаренными детьми по различным предметным направлениям.
Слайд 9
Приоритетные направления работы с детьми на разных возрастных этапах:
(1-4 классы)
Цель: выявление одаренных детей; формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний.
(5-7 классы)
Цель: выявление одаренных детей; развитие навыков научной деятельности.
(8-9 классы)
Цель: совершенствование навыков научной деятельности;
(9-10-11 классы)
Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности; разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных исследований ребят.
Слайд 10-11
Ожидаемый результат:
Для педагогов:
- создание авторских педагогических технологий;
- повышение профессиональной компетентности;
- налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города и высшими учебными заведениями;
Для учащихся:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- Повышение уровня индивидуальных достижений;
- Адаптация детей к социуму.
Повышения уровня владения детьми метапредметными и социальными компетенциями.
Слайд 12