Психические особенности (мышление, внимание, восприятие) среднего возраста

Джафарова Айсель Джафар кызы

Воспитатель, ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик», г. Нарьян-Мар, Ненецкий Автономный Округ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Джафарова А.Д. Психические особенности (мышление, внимание, восприятие) среднего возраста // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 847817


 

У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы действительности.

Мышление

В четыре года ребёнок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Развивается предвосхищение событий. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. В этом возрасте ребёнок: складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей; складывает из кубиков целостную картинку; собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок; конструирует из лего по образцу; собирает по схеме узор мелкой мозаикой. Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека – это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Таким образом, возрастные особенности детей среднего возраста в первую очередь сводятся к тому, что у них развивается активное мышление, с каждым днем общаться с ними становится все более интересно.

Внимание

В таком возрасте только начинает формироваться произвольное внимание детей. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Так, если ребёнка просить постоянно говорить вслух то, на что обращено его внимание, то он способен удерживать его достаточно долго. При рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, исполнении интеллектуальных действий (например: загадки, игры – головоломки) растет устойчивость внимания. К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные и подвижные.

Восприятие

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, воображению, вниманию. Ребенок активно совершенствует свое восприятие. В среднем возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания, измерения и др. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах; о параметрах величины; о времени. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

 

Литература:

 

1. Урунтаева Г.А. Детская психология :учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. 336 с.