Васютина Светлана Алексеевна
Шведова Наталья Сергеевна
Воспитатель, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга», г. Губкин, Белгородская область
Воспитатель, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга», г. Губкин, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Васютина С.А., Шведова Н.С. Объединение семьи и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 845968
Воспитание детей – одна из важнейших задач общества. Данная тема всегда была актуальной, и в наши дни остается таковой. Несомненно, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей значимости, так как является основой гармоничного развития детей. Вследствие этого, конечно же, данная тема изучалась и существует большое количество исследований разных авторов. Но в то же время важно отметить, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория претерпевает изменения под воздействием социальных и политических преобразований в современном обществе, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания, принятого в отечественной педагогике.
Основываясь на вышесказанных противоречиях, возникает необходимость теоретического и эмпирического исследования духовно-нравственного воспитания дошкольников, которая заключается в анализе и переосмыслении опыта предыдущих поколений исследователей и формировании нового, реально востребованного видения этой проблемы в современных условиях развития общества.
Прежде чем перейти к определению духовно-нравственного воспитания, рассмотрим, что же понимают разные авторы под категориями «нравственность» и «духовность».
И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду» [3].
По мнению С.И. Ожегова: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [5].
Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что авторы близки в понимании сущности данного понятия. А вот в отношении термина «духовность», нет единого понимания, и разные авторы по-своему трактуют его. Духовность рассматривают исходя их двух стратегий: религиозное и светское представления о ней. Мы будем рассматривать духовность именно в светском понимании.
По мнению Валентина Ивановича Андреева духовность в светском понимании вбирает в себя всё лучшее, что интегрирует духовно-нравственная деятельность и духовно-нравственная личность. Духовно-нравственную, т.е. духовно здоровую, личность как цель светского воспитания можно охарактеризовать через понятия: совестливая, честная, правдивая, ответственная, милосердная, отзывчивая, тактичная, добропорядочная, сострадающая, сочувствующая личность [1].
Исходя из вышеперечисленного, мы приходим к пониманию сущности понятия духовно-нравственное воспитание.
Для выявления уровня духовно-нравственной воспитанности детей подготовительного к школе возраста был проведен комплекс диагностических методик, который включает в себя: анкета «Нравственные понятия» (отметь картинку), «Незаконченные предложения», «10 желаний».
После проведения диагностических мероприятий был сделан вывод, что представления о нравственных понятиях, этика поведения и отношение к жизненным ценностям развита на среднем уровне.
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников являлась и является довольно острой в наши дни.
И так как духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений интеллектуальный потенциал, общее физическое и психическое развитие, то является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Стратегию нравственного воспитания в детском саду и дома мы направляем не только на осознание своих чувств и переживаний, но и на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, на развитие чувства общности с другими людьми. Именно такую задачу детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре ребенок знакомиться с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей.
Мы разработали следующие формы работы с детьми.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. В каждой семье существуют свои обычаи и традиции. В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, веселыми играми, пением. В другой семье день рождения ребенка – повод для очередного взрослого застолья с обильными «возлияниями», пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция – основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором – причина многих сегодняшних н завтрашних бед, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким [2].
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, поэтому мы стараемся помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Нами разработаны следующие формы работы с родителями:
Факультативный курс по изучению культуры православия мы проводим по желанию родителей (заявление). Необдуманный всеобщий охват детей без выяснения отношения родителей к общению ребенка с православным священником, их религиозных взглядов, обязательно заведет такую организацию духовного возрождения в конфликтный тупик. Ведь в Евангелии сказано, «Не приведите», «не притащите, чего бы это не стоило», а «ПУСТИТЕ детей приходить ко мне». Мы созданы быть свободными, и мы должны уважать семьи ребенка и его самого.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердие, правдолюбие, трудолюбие, в стремлении их к добру и неприятию зла.
Литература: