Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую и проектную деятельность

Трунова Анастасия Леонидовна

Учитель начальных классов, МАОУ "Школа № 33", г. Балашиха

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Трунова А.Л. Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую и проектную деятельность // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 842448


 

Где нет простора для проявления

способности, там нет и способности.

Л. Фейербах

 

Конкуренция – движущая сила современного мира. И образовательная среда также должна быть конкурентоспособной. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей являются одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики РФ. Если обратиться к ФГОС начального общего образования, то мы увидим, что одним из направлений данного стандарта является создание условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения. К таким обучающимся относятся, в частности, одаренные дети.

Внедрение в образовательную практику современной школы системно-деятельностного подхода, предполагающего разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Это означает, что основными задачами современного образования являются раннее выявление и работа с одаренными детьми. Талантливые, творческие дети составляют бесценный потенциал нашей страны. Именно они, обладая навыками быстро адаптироваться к меняющимся условиям, ставить перед собой цели и самостоятельно их достигать, займут ключевые позиции в различных отраслях экономики, станут главной движущей силой на пути повышения качества жизни граждан РФ.

Основным направлением в работе с одаренными детьми можно назвать научно-исследовательскую и проектную деятельность. Данная деятельность должна осуществляться, начиная с первых дней пребывания детей в школе. Необходимо с первого класса проводить целенаправленную работу по выявлению у учеников интереса к той или иной предметной области и последовательно развивать наиболее успешные направления. Научно-исследовательская и проектная деятельность может осуществляться как в рамках учебной, так и во время внеурочной деятельности.

Применение научно-исследовательской и проектной деятельности во время учебного процесса развивает у учащихся интерес к предмету, формирует потребность в исследовательской и поисковой активности, позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, самопознанию. Учащиеся из пассивных наблюдателей становятся активными участниками процесса обучения. Для вовлечения учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность рекомендуется использовать нетрадиционные формы уроков: урок-практикум, урок-исследование, урок-гипотеза, проблемный урок, урок ошибок, «загадочный» урок, урок «журналистики» и др.

Урок-гипотеза применим в любой области знаний, даёт простор фантазии, свободу выбора, позволяет рассмотреть различные варианты развития любой ситуации. Учащимся предлагается условие: «Что было бы (будет), если...». Гипотеза, возможность моделирования той или иной ситуации помогает учащимся научиться рассуждать, искать и анализировать информацию, строить собственные ситуативные модели, открывает безграничное пространство для исследовательской и проектной деятельности.

Урок-практикум целесообразнее применять на уроках окружающего мира. Это может быть лабораторная или практическая работа. Такая форма урока позволяет усвоить и закрепить материал посредством выполнения заданий, проверить уровень освоенности темы, при этом развивается логическое мышление, формируются навыки самостоятельной работы и коллективного взаимодействия, навыки само- и взаимопроверки, а также само- и взаимооценки.

Урок ошибок также позволяет включить научно-исследовательскую и проектную работу в учебную деятельность. Урок можно построить на ошибочных положениях, а ученики должны их обнаружить и исправить. Это могут быть ошибки в правилах, вычислениях, ошибки в изложении сюжета произведения, ошибки в деталях и др. Это позволит снять негативное отношение к ошибкам, даст простор для творчества.

«Загадочный» урок развивает наблюдательность и  мышление, учит замечать детали, находить сходства и различия. Учитель предлагает ребятам загадку, которую необходимо решить в течение определённого времени. Но чтобы отгадать эту загадку, нужно выполнить ряд заданий. Или урок можно полностью посвятить самим загадкам. Ученики смогут самостоятельно придумать загадки на указанную тему. Это добавит творческую нотку в обучение.

Урок-исследование развивает наблюдательность, логическое мышление, аналитические способности. Все дети любопытны от природы, а неразгаданная «тайна» превращает их в исследователей, способных решать серьёзные проблемные вопросы и задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.

Урок «журналистики» позволяет детям побывать в редакции, ощутить себя в роли журналистов, корректоров, редакторов, репортёров, фотокорреспондентов. При проведении такого урока целесообразно заранее озвучить учащимся тему, распределить объем работ, подготовить необходимый материал. Учащимся необходимо осуществить сбор и обработку информации, распределение материала по рубрикам, композиционное оформление номера, выпуск газеты и т. д.

Проблемный урок предполагает создание проблемных ситуаций и активный поиск учащимися путей решения. Такой тип урока развивает у учащихся самостоятельное творческое мышление, способность к последовательному решения задач. Во время работы над проблемной ситуацией учащиеся приобретают огромное количество навыков, которые помогают осваивать последующий материал более легко, а также улучшают коммуникативные способности учеников.

В данной статье рассмотрены лишь некоторые из возможных форм проведения урока, которые могут модифицироваться в зависимости от поставленных в ходе учебного процесса целей и задач.

Как уже отмечалось выше, научно-исследовательская и проектная деятельность может осуществляться на любом этапе образовательного процесса и не должна прекращаться с окончанием непосредственно учебной деятельности. Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для данного вида работы.

Внеурочная деятельность, согласно ФГОС, организуется по нескольким направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. Здесь мы можем использовать разнообразнейшие формы работы: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Учителю, работающему с одаренными детьми, необходимо оказывать всестороннюю поддержку таким детям на всех этапах научно-исследовательской и проектной деятельности, начиная с выбора темы и поиска информации и заканчивая презентацией готового продукта и подготовкой портфолио проекта. При выборе темы проекта или исследования необходимо в первую очередь учитывать интересы школьников, темы должны быть актуальны и связаны с их жизненным опытом. При этом обязательно учитываются психологические и возрастные особенности учащихся. Проекты могут быть разными по форме и содержанию: краткосрочные и долгосрочные, монопредметные и межпредметные, индивидуальные и групповые. Работая над тем или иным проектом дети овладевают ценными навыками поиска и анализа информации, в том числе и с применением информационно-коммуникативных технологий, что обязательно пригодится им в основной учебной деятельности. Также учащиеся приобретают навыки работы с различными графическими редакторами, учатся создавать презентации, буклеты, брошюры, снимают мультфильмы и фильмы. В целом, можно сказать, что научно-исследовательская и проектная деятельность формируют у учащихся информационные компетенции, что безусловно необходимо в современном мире. Но самым важным результатом данной работы является формирование главного умения – самостоятельно добывать знания на основе критического мышления.

Следует также отметить, что не стоит ограничивать научно-исследовательскую и проектную деятельность рамками одной школы. Современная политика Министерства просвещения Российской Федерации направлена на повышение качества и конкурентоспособности  российского образования, а также на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. В рамках поставленных целей Министерством просвещения 1 января 2019 г. запущен Национальный проект «Образование», который предполагает поэтапное обновление и модернизацию системы образования с учетом современных тенденций. Особое внимание Министерство просвещения уделяет работе с одаренными детьми: проводит работу по исполнению утвержденной Президентом РФ Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов; ежегодно утверждает перечень мероприятий, направленных на развитие у учащихся способностей в научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной сферах, организует значительное количество олимпиад и конкурсов.  Среди основных мероприятий в рамках начального образования можно назвать Всероссийскую олимпиаду школьников (для 4-х классов), Международный конкурс детских инженерных команд «Кванториада», Большой всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества, Всероссийский детский фестиваль народной культуры «Наследники традиций», Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся, Всероссийский конкурс социальной рекламы в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Стиль жизни – здоровье!», Всероссийский конкурс «Безопасная дорога детям», Всероссийская интернет-олимпиада для обучающихся образовательных организаций на знание правил дорожного движения и др.

Подводя итоги, хочется отметить важную роль научно-исследовательской и проектной работы в развитии творческой одаренности учащихся. Проводя исследование, занимаясь проектом, ребенок ощущает радость познания, приобретает разнообразные полезные навыки, раскрепощается и повышает свой коммуникативный уровень. Работая над творческим развитием каждого ребенка, выявляя его особенности, талант, мы формируем духовно-нравственный потенциал нации, растим поколение граждан  России, воспитанных на милосердии и гуманности, с уважением относящихся к культурному наследию своей страны, заботящихся о своем здоровье, и самое главное, умеющих нестандартно и творчески мыслить.

 

 

Литература:

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
  2. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/
  3. Ключевые направления работы Министерства просвещения РФ. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/
  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя. М.: АПК и ПРО, 2006.
  5. Сборник: нетрадиционный урок в начальной школе. URL: https://multiurok.ru/files/sbornik-nietraditsionnyi-urok-v-nachal-noi-shkolie.html