Конспект организации НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Конкурс знатоков изобразительного искусства»

Полищук Оксана Владимировна

Воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ № 29, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Полищук О.В. Конспект организации НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Конкурс знатоков изобразительного искусства» // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 835116


 

Задачи:

Обучающие:

  • формировать знания детей о жанрах живописи;
  • выявить знание выразительных средств и терминологии, относящихся к изобразительному искусству;
  • продолжать закреплять умение выделять отличительные особенности произведений живописи разных жанров.

Развивающие:

  • развивать игровую деятельность детей; способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • создавать атмосферу радости.

Материал и оборудование: Письмо электронное мастера Карандаша к детям, мольберт, кроссворд и пронумерованные карточки с изображением предметов (1 – бумага, 2 – рама, 3 – кисть, 4 – палитра, 5 – мольберт, 6 – карандаш, 7 – краски, 8 – картина, 9 – альбом), репродукции картин разных жанров, конверты с заданиями, картинки с графическим изображением грустной и веселой Снегурочки, набор карточек с изображением одежды, окрашенной в теплые и холодные тона, маленькие цветные круги, дидактические игры: «Найди ошибки художника», «Составь натюрморт». Краски и листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я получила электронное письмо.(подходят дети к телевизору, воспитатель зачитывает письмо) Письмо: Здравствуйте , маленькие художники! Я, приглашаю вас на конкурс знатоков изобразительного искусства. Я хочу проверить ваши знания по изобразительному искусству. У меня есть много интересных заданий для вас. Мои верные помощники помогут вам добраться до места проведения конкурса. Вы угадали, кто прислал вам письмо?

Ребята, как вы думаете от кого оно пришло? ( ответы детей) Хотите узнать, от кого оно?

Молодцы, ребята, мы узнали от кого письмо. Ребята, а вот и конверт с первым заданием.

Задание 1. (Воспитатель зачитывает первое задание). «Приглашаю вас подойти к мольберту, на котором закреплены картинки с изображениями предметов, используемых художниками. (Рядом стоит мольберт с изображением кроссворда).

Воспитатель: Куда мы попали? Смотрите, картинки с изображением верных помощников мастера Карандаша обозначены цифрами, а на мольберте – лист бумаги с клеточками, в которые вписаны те же цифры. (Воспитатель читает дальше задание).

«Если вы правильно назовете все предметы, которыми я пользуюсь, то узнаете, как называется комната, где работает художник. За каждый правильный ответ получаете цветную фишку. Желаю удачи, мастер Карандаш».

(Дети называют предметы, изображенные на картинках. Воспитатель вписывает в кроссворд слова. Каждый ребенок, назвавший предмет, получает цветную фишку и кладет в карман фартука. Тот, кто до конца конкурса наберет больше фишек, становится победителем конкурса знатоков изобразительного искусства).

Воспитатель: Вы назвали все предметы. Но в кроссворде осталась незаполненной одна клетка. Как вы думаете, какую букву там следует написать? (буква Я). Какое слово спрятано в кроссворде? (мастерская). Правильно. Мы с вами оказались в мастерской художника. Смотрите, мастер Карандаш оставил для нас конверты с заданиями (вскрывает второй конверт, читает).

Задание 2.Что означает понятие «живопись»? (ответы детей). Из каких частей образовалось это слово? Слово живопись произошло от слов «живой» и «писать».

(Воспитатель вскрывает третий конверт и зачитывает задание).

Задание 3. Какие материалы используют художники, которые занимаются живописью? (ответы детей), (получают фишки и кладут в карман фартука).

Задание 4. Какие виды живописи знаете? ( ответы детей).

Задание 5. Ребята на стенах мастерской развешаны картины. (Дает задание детям подойти к той или иной живописи: портрет, пейзаж, натюрморт и т.д.) (дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы устроим маленькую переменку, поиграем в игру «Найди ошибки художника»

Дети проходят за столы и проводится дидактическая игра «Найди ошибки художника»:

Каждый ребенок получает карточку с портретом сказочного персонажа. Дети поочередно говорят, какие ошибки допустил художник при создании картины.

Воспитатель: Молодцы! Отгадав музыкальную загадку, вы узнаете, о каком жанре изобразительного искусства пойдет речь дальше (звучит запись игры на гуслях). Какой жанр искусства ждет с нами встречи? (сказочный), (получают фишки).

Вбегает Баба-Яга (взрослый в костюме).

Баба-Яга: Все закончился ваш конкурс.

Воспитатель: Во-первых, здравствуйте, уважаемая Баба-Яга! А во-вторых, почему наш конкурс закончился?

Баба-Яга: Я все картины сказочного жанра заколдовала.

Воспитатель: А мы с ребятами их расколдуем.

Баба-Яга: Попробуйте (показывает картинку с графическим изображением Снегурочки). Нравится? Сама писала. Красота!

Воспитатель: Не писала, а рисовала. Это не живописное изображение, а графическое.

Баба-Яга: Это не важно.

Воспитатель: Для тебя, может и не имеет значения, а для всех любителей изобразительного искусства это важно. Ребята, расскажите Бабе-Яге, чем графическое изображение отличается от живописного (ответы детей).

Баба-Яга: Ну ладно, пусть это будет рисунок. Нравится вам настроение Снегурочки, которую я изобразила? (ответы детей). Как вы догадались, что у Снегурочки плохое настроение? (ответы детей).

Воспитатель: Баба-Яга, ты хочешь, чтобы мы развеселили Снегурочку?

Баба-Яга: Ни в коем случае! Если она улыбнется, то расколдуются все картины сказочного жанра. Хотя можете попробовать. Вы все равно не справитесь. Есть только один способ ее развеселить. Надо подобрать для Снегурочки одежду в холодных тонах. Но вы их не знаете.

Воспитатель: Ребята, назовите цвета, которые мы относим к холодным (ответы детей). Подойдите к столу и выберите карточки на которых изображена одежда в холодных тонах (дети выбирают из набора карточек те карточки, на которых изображены предметы одежды в холодных тонах. Воспитатель выставляет картину с изображением веселой Снегурочки. По выполнению задания дети получают фишки).

Баба-Яга: Так нечестно. Вы все знаете. Я вас покидаю.

Воспитатель: Оставайся Баба-Яга на нашем конкурсе. Ты узнаешь много нового об изобразительном искусстве.

Баба-Яга: Ладно уговорили. Так и быть остаюсь.

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете с какого жанра изобразительного искусства пришла Баба-Яга (ответы детей). Но мне нравится другой жанр изобразительного искусства. Отгадайте про него загадку.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Значит, это… (натюрморт).

 

Воспитатель: Найдите среди картин, представленных в мастерской, натюрморт (дети выполняют задание, объясняя свой выбор).

Ребята давайте покажем Бабе-Яге, что мы умеем составлять натюрморт. Поиграем в игру «Составь натюрморт» (дети подходят к столу с предметами и составляют натюрморт из предметов ).

Баба-Яга: Какой натюрморт, красота!

Воспитатель: Ребята давайте покажем Бабе-Яге, что мы еще умеем. Проходим за столы, берем лист бумаги, открываем краски. Я загадываю загадки, а вы рисуете отгадки. Посмотрим какие у нас рисунки получатся (воспитатель читает загадки, а дети рисуют отгадки).

  1. В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый теплый… (дом).

  1. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает (дерево).

  1. Он все время занят делом.

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (снег)

Баба-Яга: Интересно, к какому жанру изобразительного искусства относятся нарисованные вами картинки (ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Ребята, что художники изображают на пейзажах (ответы детей. Получают фишки). Верно. Природа удивительна и прекрасна.

Баба-Яга: Все вы оказались знатоками изобразительного искусства.

Воспитатель: Ребята, я думаю, что мастер Карандаш нами доволен. Какие жанры живописи вы запомнили (дети называют жанры живописи и к каждому жанру называют художника).