Куртямова Татьяна Валерьевна
Воспитатель, МБДОУ Детский сад Теремок, с. Овгорт, Ямало-Ненецкий округ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Куртямова Т.В. Конспект по развитию речи в средней группе «Опасные предметы вокруг нас» // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 832585
Цель: Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
Задачи:
Материал: Карточки, знаки, игрушки.
Ключевые слова: Ножницы, шило, булавка, кнопка, ножик, гвоздь, молоток, топор, ножовка, клещи.
Предварительная работа: Беседа с детьми на темы:
Ход занятия:
Организационный момент:
Игра: «Назови игрушку». (Кто назвал – садится).
1. В группу заходит Мишка с забинтованной рукой (игрушка).
Ребята, почему Мишка такой грустный? Что с ним случилось? (порезал ножом палец). Разве можно детям брать в руки нож? Чем опасен этот предмет? Дети, есть предметы, которые опасны для жизни и здоровье людей.
Мы поиграем в игру: «Как избежать неприятности». (У детей картинки).
Воспитатель читает стихотворение. Тот, кто по содержанию стихотворения узнает свою картинку, выходить и объясняет, как выйти из опасной ситуации и больше не попадать в нее.
Не играйте острыми
Вилками, ножами.
Ведь такой «игрушкой» просто
Что-нибудь поранить.
Будет больно, будет грустно,
Он с железной головкой (Молоток).
Я иголкина подружка,
Только нет у меня ушка (Булавка).
Гвоздь как схватят, как потянут,
Непременно вытащат (Клещи).
Конь стальной, хвост льняной,
Подружись ты со мной (Иголка).
Зубы есть, а рта не надо (Пила).
Кланяется, кланяется –
Придет домой – растянется (Топор).
Я сижу в своем домишке,
Не серди меня, мальчишка.
Обращайся осторожно –
Мной порезаться ведь можно! (Перочинный нож).
У меня есть лезвие – Острое, железное.
Обращайтесь, осторожно:
Ведь порезаться мной можно! (Нож).
Когда в кастрюле кипяток,
Не прикасайся к ней, дружок,
И очень осторожен будь:
Ее так просто обернуть!
Поверь: кипящая вода
Была опасною всегда!.
Воспитатель: Какие эти предметы, можно трогать или нельзя?
(ответы детей).
Расскажу вам сказку: Жили-были старик со старухой, и было у них два сына. Младшего звали Иван, а старшего – Митрофан. Старший был ленив – ел и спал, а работушка на ум не шла. А младший Иван трудолюбивый, веселый, приветливый. У мастера Ивана был волшебный ящик, и жили в нем его друзья, которые очень помогали ему в работе. Любил их Иван, дружил с ними, берег, заботился о них. И вещи тоже любили и уважали Ивана, слушались его, когда он говорил: «Каждой вещи – свое место!» – гордились им, когда люди говорили: «У мастера Ивана – руки золотые», «Дело мастера боится». Рассердился на Ивана Митрофан за то, что все Ивана хвалят, над ним насмехаются, взял у него ящик с инструментами и закрылся в сарае. Решил с ними поиграть. Как вы думаете, что случилось дальше? (Подвести детей к мысли о том, что Иван научил Митрофана пользоваться инструментами и стал хорошим мастером).
2. Ребята, вам хочется узнать, какие инструменты были у Ивана в волшебном ящике.
Тогда отгадайте загадки:
Два конца, два кольца,
А посредине – гвоздик (Ножницы).
Есть у моего Антошки
Только шляпка да железная ножка (Гвоздь).
Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Мама заругает….
Неужели вам игрушек,
В доме не хватает? (Молоток).
В уши, нос нельзя совать
Мелкие предметы.
Могут там они застрять –
Помните про это!
И придется вас везти,
К медикам в больницу!
Глупо так себя вести
Просто не годится.
Сынок хотел, как папа стать
И начал гвозди забивать;
Попал по пальцу молотком –
На рев сбежался целый дом…
Малыш запомни наш совет:
С тобой чтоб не случилось бед,
Еще немного подожди:
Сперва придется подрасти…
Ты, малыш, запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен.
С ней не должен ты играть,
Шпильку, гвоздь туда совать –
Дело кончится бедой:
Ток в розетке очень злой!.
Ребята, вам твердят не зря
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожаленью,
Для всех людей без исключения!
Вывод: Очень важно уметь правильно обращаться с опасными предметами, чтобы стали друзьями, а не врагами.
3.Физкультминутка.
На опушке стоит дом, вокруг дома частокол.
На двери замок весит, за дверями стол стоит.
Тук- тук- тук, дверь открой,
Заходите, я – не злой.
4. Ребята, а сейчас давайте научим Мишку с какими предметами можно играть, а с какими нельзя, чтобы больше с ним ничего не случилось. (Воспитатель называет предмет, а дети поднимают карточки: красную – если предмет опасный, зеленую – если не опасен).
5. Ребята, в нашей группе есть предметы, которые нельзя трогать? (Ножницы, розетки, нож, иголки). Где они хранятся? (В специальных местах, в столах, чтобы не поранится).
Хотя эти предметы и опасны, но пользоваться ими можно и нужно, но только под присмотром взрослого. Например: на аппликации мы вырезаем фигурки из бумаги, но только вместе с воспитателем, а дома вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Ребята, вы очень помогли Мишке. И теперь он будет знать, какие предметы опасны, а какие нет. И в знак благодарности он хочет подарить вам игрушечные инструменты, чтобы вы научились правильно ими пользоваться. Я знаю, вы запомнили правила, и будете осторожно и аккуратно пользоваться ими.