Формирование у детей основных социально-бытовых знаний, умений, навыков, необходимых для последующего обучения и социальной адаптации

Нарушевич Валентина Витальевна

Учитель начальных классов, ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха", г. Томск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Нарушевич В.В. Формирование у детей основных социально-бытовых знаний, умений, навыков, необходимых для последующего обучения и социальной адаптации // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 831629


 

Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество.

Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт.

Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на обучающихся, складывающейся из нескольких звеньев, где ведущим звеном является социальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке. Эти занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития обучающихся.

Большое значение для социально-бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят в школу в начальные классы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания.

В этом направлении на уроках социально-бытовой ориентировки, предметно-практического обучения ведется целенаправленная работа по привитию конкретных навыков самообслуживания: (соблюдение личной гигиены, режимных моментов, как правильно пользоваться иголкой, ножницами, как вдеть нитку в иголку, сделать узелок). Формируется привычка носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, бережно относиться к своим вещам, своевременно чинить одежду и обувь, делать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу, кнопку. Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок пользовался навыками осознанно (понимал, что необходимо чистить зубы, полоскать рот после еды и т.д.); видел, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (не почистил ботинки – они имеют неряшливый вид; поспешила, не причесалась – волосы лезут в глаза).

В процессе совершенствования навыков по самообслуживанию у детей продолжают воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь сверстникам, взрослым. Педагог отмечает случаи проявления детьми внимания и заботы по отношению друг к другу, радуется за них и гордится ими. Дети должны без напоминаний помогать педагогу готовить материалы для занятий. На уроках учащиеся знакомятся с трудом людей разных профессий, овладеваю трудовыми умениями. На каждом уроке проводится работа над трудовыми умениями и навыками.

Каждое занятие служит также решению многообразных воспитательных задач: воспитанию умений работать в коллективе, организовывать деятельность группы товарищей, оказывать помощь и поддержку, работать целенаправленно, в высоком темпе и в то же время аккуратно и красиво.

В процессе работы дети знакомятся с материалом, его свойствами, способами обработки. Учатся ориентировке в пространстве, во времени, усваивают различные формы организации работы: по одному, небольшими коллективами.

В начальных классах расширяется содержание хозяйственно-бытового труда. Особое внимание следует уделять формированию навыков организации коллективно-трудовой деятельности. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить всё необходимое для её выполнения. Не мешать товарищам, помогать им, не бросать дело, не закончив его, не стесняться просить помощи.

Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения, различные как по трудности, так и по характеру. Некоторые поручения дети выполняют в течение длительного времени (следят за порядком в книжном уголке, ухаживают за обитателями живого уголка).

К обучающимся начального звена следует предъявлять более высокие требования с точки зрения качества выполнения работы и самостоятельности. Их не следует опекать, надо чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, волевые усилия. Для этого можно использовать специальные методические приёмы: «Сделай сам, как у меня»; «Сделай сам, без моей помощи»; «Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать иначе, чем в образце» и др.

Метод поощрения на данном этапе имеет большое воспитательное значение: «Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе более трудное дело». Похвала стимулирует ребенка к выполнению очередного задания с ещё большим старанием. Младшему школьнику и приятно и полезно ощущать себя значимым, умелым. Это особенно важно для ребёнка, который испытывает трудности. Важно помнить, что ребёнок – это личность, требующая к себе уважение. У ребёнка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У него складывается мнение, что взрослый несерьёзно, пренебрежительно относится к его труду, а если и хвалит работу, то проявляет лицемерие.

На уроках обучающиеся знакомятся с трудом людей разных профессий, овладевают трудовыми умениями. Коррекционные уроки служат также решению многообразных воспитательных задач: воспитанию умений работать в коллективе, организовывать деятельность группы товарищей, оказывать помощь и поддержку, работать целенаправленно, в высоком темпе и в то же время аккуратно и красиво. На уроках предметно-практического обучения используются разные формы организации деятельности учащихся (фронтальная работа под руководством учителя, групповая, индивидуальная работа).

Эти формы работы требуют от обучающихся общения друг с другом, с учителем. Сам процесс общения становится мотивированным, обусловленным необходимостью.

Одним из разделов предметно-практического обучения детей является сельскохозяйственный труд. Уроки сельскохозяйственного труда знакомят школьников с доступными работами по выращиванию овощей и цветочно-декоративных растений. Обязательно для этого является детское опытничество. Ставя простейшие опыты, учащиеся познают зависимость роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы), значение замачивания и проращивания семян перед посевом, сравнивают влияние органических и минеральных подкормок на рост и развитие выращиваемых растений. На уроках дети практически знакомятся с ручными сельскохозяйственными инструментами и инвентарём.

В процессе работы дети должны запомнить названия птиц, что прилетают к кормушке в зимний период, тех, которые обитают на территории школьного двора. В процессе наблюдений выявляется зависимость образа жизни животного, способы его передвижения от его строения, приспособленности к среде обитания; уточняются условия, необходимые для нормального роста и развития растений. Необходимо рассказывать школьникам о пользе, которую приносят животные и растения. Продолжать приучать детей заботиться об обитателях уголка. В результате накопленных знаний о комнатных растениях и животных, опыта работы с ними интерес к объектам природы становится более устойчивым. Школьники наблюдают за трудом взрослых по обрезке ветвей кустарников и деревьев. Педагог объясняет, что обрезку можно проводить в осенний и весенний периоды. Таким образом, дереву придают определённую форму, и растение смотрится красиво.

Продолжается наблюдение за зимующими птицами. Уточняется отличие корма для птиц от корма для других животных. Дети привлекаются к поиску удобного места на пришкольном участке для кормушки (птицам должно быть удобно подлетать к кормушке и брать корм). Педагог проводит беседу о видах кормушек. Дети определяют, какая кормушка лучше, стараются доказать правильность своего выбора путём построения рассуждений.

Весной дети участвуют в работе на пришкольном участке и в цветнике. Они вскапывают землю, разбивают грядки. Участвуют в выращивании рассады овощных и цветочных культур. В ходе работы в цветнике и на пришкольном участке закрепляются навыки и правила поведения на природе (к посадкам следует относиться бережно, работать дружно, не мешая друг другу).

При работе с рассадой овощных и цветочных культур закрепляются знания об условиях, необходимых для нормальной жизнедеятельности этих растений.

Знания, умения, полученные детьми на занятиях, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности. Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определённые представления, знания, навыки, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.

 

Литература:

  1. Быкова Л.М., Горбунова Е А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. Методика преподавания русского языка в школе для глухих детей: учебное пособие для студентов. М.: Владос, 2002.
  2. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. М., 2003.
  3. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения глухих. М.: Академия, 2002
  4. Зикеев А.Т. Развитие речи глухих учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: Академия, 2000.
  5. Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. М.: Академия, 2011.