Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц»

Мавлиева Велена Вакилевна

Учитель-логопед, МБОУ "Школа развития № 24", г. Нефтеюганск 

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мавлиева В.В. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц» // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 797884


 

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции; 
  • сочетание существительных с числительными; 
  • образовывать притяжательные прилагательные, закреплять навык звуко-буквенного разбора.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Чтобы четко и красиво говорить, надо провести дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Дыхательная гимнастика 

Упражнения: «ветер дует».

Артикуляционная гимнастика:

Упражнения: «Улыбка - хоботок», «Качели», «Дятел». 

Речевая разминка.

Да-да-да - Наступили холода.

Ды-ды-ды - На снегу следы.

Да-да-да - Превратилась в лёд вода. 

Ду- ду- ду – в лес гулять пойду

2. Введение в тему.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»

(Дети отгадывают загадки о птицах, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Окраской- сероватая

Повадкой-вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона

Зовут ее ….(ворона)

 

Непоседа пёстрая, 

Птица длиннохвостая, 

Птица говорливая, 

Самая болтливая. 

Вещунья белобока, 

А зовут её … (Сорока)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

У этой птички клюв кривой, 

А гнёзда вьёт она зимой, 

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт? (Клёст)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Угадайте, что за птица 

Света яркого боится, 

Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка - Это (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

 

- о каком времени года мы говорили на прошлом уроке?

- вы встречаете этих птиц в это время года? Какие это птицы, если они остаются на зиму?

3. Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах…. (слайд)

Правильно, это птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. 

 - Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).

- Послушайте стихотворение:

Покормите птиц зимой! 

Пусть со всех концов 

к нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо! 

Небогаты их корма, 

горсть зерна нужна.

Горсть одна … 

и не страшна будет им зима!

- Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.) 

- Ребята каждый из вас может помочь птицам пережить холодную зиму!

4. Пальчиковая игра «Кормушка»

- Давайте смастерим кормушку. (Дети говорят и выполняют движения):

Ребята дощечки пилили, пилили

И дружно кормушку для птиц

смастерили

В нее мы насыплем для птиц угощенье:

Немного семян и остатки печенья,

И сала на ветки развесим немножко.

А чтобы на птичий обед посмотреть,

Чуть-чуть отойдем

И не будем шуметь

(«пилят» ребром одной ладошки по другой)

(постукивание кулачком по ладони)

 

(щепоткой «сыплют»)

(загибают пальцы на обеих руках)

 

(смотрят через «очки»)

(«шагают» пальцами по столу)

(указательный палец к губам)

 

5. Пальчиковая гимнастика «Птичка прилетела»

Птичка прилетела,

Головкой повертела.

 

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула.

Машем кистями рук.

Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.

На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.

Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного.

Машем кистями рук.

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).

Логопед: А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.

6. Игравое упражнение «Птичья столовая» /хлебные крошки, семечки, пшено, сало, ягоды рябины, семена тыквы, гречневая крупа …

 - Давайте назовем птиц ласково: синичка, воробышек, снегирек, совушка, голубка, голубок, воронушка, клестушка (исключения - сорока, дятел)

–Кого чем угостим? (тарелочки)

Дети подходят к столу, на котором стоят тарелочки с крупами и семенами, выбирают одну. Подходят к кормушке, вокруг которой расположены картинки зимующих птиц, выбирают понравившуюся птицу. Составляем предложение по схеме: Я угощу кого? (воробышка) чем? (пшеном). 

 

7. Посчитайте сколько птиц прилетело к кормушке? сочетание существительных с числительными   ЦИФРЫ 1, 2, 5

Один воробышек

Два воробышка

Пять воробышков 

Одна синица

Две синицы

Пять синиц

 

8. У птиц, как и у людей, есть различные части тела. 

У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки)

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

9. Игра «Скажи наоборот» (антонимы)

Логопед: Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего, они все разные. 

Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)

У синицы хвост короткий, а у сороки…

Воробей маленький, а ворона…

Голубь тяжёлый, а воробей…

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

(когда логопед произносит название той или иной птицы, он показывает соответствующую картинку)

10. Физминутка «рука догоняет руку» + для глаз (птица на палочке)+ Далее логопед предлагает следить взглядом за фигуркой птички, называя словами её действия (птицы пролетела с права на лево, кругом облетела …)

Игра «Подбери слова»

Логопед: Птичка летела, летела и к кормушке(что сделала?)…подлетела.

Другие птицы от кормушки (что сделали?) … отлетели.

Шустрая птичка в кормушку (что сделала?)… залетела.

Потом она из кормушки (что сделала?)… вылетела.

Кормушку вокруг (что сделала?)… облетела.

Схватила птичка зёрнышко с кормушки и дальше (что сделала?)… полетела.

(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)

11. Развитие слухового внимания, звукового анализа

- Сколько слогов в названии птицы? Распределить птиц, по количеству слогов в названии, под слоговые схемы: --     -- --      -- -- --

   клест

 

Дятел

Снегирь

Голубь

Сова

Воробей

Сорока

Ворона

Синица 

-Назовите птицу, в названии которой первый звук мягкий согласный – дятел, синица/

- последний звук в слове гласный: сова, синица, сорока, ворона

12. Развитие связной речи.

- Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)

Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

Вопросы к тексту:

Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?

(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)

13. Итог занятия.

Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются?

Как люди помогают зимующим птицам? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?