Мавлиева Велена Вакилевна
Учитель-логопед, МБОУ "Школа развития № 24", г. Нефтеюганск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мавлиева В.В. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Зимний пейзаж. Дети кормят птиц» // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 797884
Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Чтобы четко и красиво говорить, надо провести дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Упражнения: «ветер дует».
Артикуляционная гимнастика:
Упражнения: «Улыбка - хоботок», «Качели», «Дятел».
Речевая разминка.
Да-да-да - Наступили холода.
Ды-ды-ды - На снегу следы.
Да-да-да - Превратилась в лёд вода.
Ду- ду- ду – в лес гулять пойду
2. Введение в тему.
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»
(Дети отгадывают загадки о птицах, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Окраской- сероватая Повадкой-вороватая Крикунья хрипловатая Известная персона Зовут ее ….(ворона)
|
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её … (Сорока) |
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.) |
У этой птички клюв кривой, А гнёзда вьёт она зимой, Из шишек семечки клюёт, Кто это птичку назовёт? (Клёст) |
Черный жилет, Красный берет, Хвост как упор, Нос как топор. (Дятел) |
Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова) |
Белые щечки - Синяя птичка, Остренький клювик - Собой невеличка. Желтая грудка - Это (Синичка) |
Ходит важно, Вперевалку. И воркует, и клюет. (Голубь.) Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.) |
- о каком времени года мы говорили на прошлом уроке?
- вы встречаете этих птиц в это время года? Какие это птицы, если они остаются на зиму?
3. Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах…. (слайд)
Правильно, это птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края.
- Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).
- Послушайте стихотворение:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
к нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Небогаты их корма,
горсть зерна нужна.
Горсть одна …
и не страшна будет им зима!
- Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)
- Ребята каждый из вас может помочь птицам пережить холодную зиму!
4. Пальчиковая игра «Кормушка»
- Давайте смастерим кормушку. (Дети говорят и выполняют движения):
Ребята дощечки пилили, пилили И дружно кормушку для птиц смастерили В нее мы насыплем для птиц угощенье: Немного семян и остатки печенья, И сала на ветки развесим немножко. А чтобы на птичий обед посмотреть, Чуть-чуть отойдем И не будем шуметь |
(«пилят» ребром одной ладошки по другой) (постукивание кулачком по ладони)
(щепоткой «сыплют») (загибают пальцы на обеих руках)
(смотрят через «очки») («шагают» пальцами по столу) (указательный палец к губам) |
5. Пальчиковая гимнастика «Птичка прилетела»
Птичка прилетела, Головкой повертела.
Поклевала крошки Из моей ладошки. Пёрышки встряхнула, Быстро упорхнула. |
Машем кистями рук. Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук. На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна. Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного. Машем кистями рук. |
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).
Логопед: А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
6. Игравое упражнение «Птичья столовая» /хлебные крошки, семечки, пшено, сало, ягоды рябины, семена тыквы, гречневая крупа …
- Давайте назовем птиц ласково: синичка, воробышек, снегирек, совушка, голубка, голубок, воронушка, клестушка (исключения - сорока, дятел)
–Кого чем угостим? (тарелочки)
Дети подходят к столу, на котором стоят тарелочки с крупами и семенами, выбирают одну. Подходят к кормушке, вокруг которой расположены картинки зимующих птиц, выбирают понравившуюся птицу. Составляем предложение по схеме: Я угощу кого? (воробышка) чем? (пшеном).
7. Посчитайте сколько птиц прилетело к кормушке? сочетание существительных с числительными ЦИФРЫ 1, 2, 5
Один воробышек Два воробышка Пять воробышков |
Одна синица Две синицы Пять синиц |
8. У птиц, как и у людей, есть различные части тела.
У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки)
Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
9. Игра «Скажи наоборот» (антонимы)
Логопед: Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего, они все разные.
Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Воробей маленький, а ворона…
Голубь тяжёлый, а воробей…
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
(когда логопед произносит название той или иной птицы, он показывает соответствующую картинку)
10. Физминутка «рука догоняет руку» + для глаз (птица на палочке)+ Далее логопед предлагает следить взглядом за фигуркой птички, называя словами её действия (птицы пролетела с права на лево, кругом облетела …)
Игра «Подбери слова»
Логопед: Птичка летела, летела и к кормушке(что сделала?)…подлетела.
Другие птицы от кормушки (что сделали?) … отлетели.
Шустрая птичка в кормушку (что сделала?)… залетела.
Потом она из кормушки (что сделала?)… вылетела.
Кормушку вокруг (что сделала?)… облетела.
Схватила птичка зёрнышко с кормушки и дальше (что сделала?)… полетела.
(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)
11. Развитие слухового внимания, звукового анализа
- Сколько слогов в названии птицы? Распределить птиц, по количеству слогов в названии, под слоговые схемы: -- -- -- -- -- --
клест
|
Дятел Снегирь Голубь Сова |
Воробей Сорока Ворона Синица |
-Назовите птицу, в названии которой первый звук мягкий согласный – дятел, синица/
- последний звук в слове гласный: сова, синица, сорока, ворона
12. Развитие связной речи.
- Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)
Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.
Вопросы к тексту:
Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?
(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)
13. Итог занятия.
Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются?
Как люди помогают зимующим птицам? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?