Использование информационно-коммуникативных технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Государева Анна Леонидовна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №318", г. Нижний Новгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Государева А.Л. Использование информационно-коммуникативных технологий при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 797681


 

Нет никаких сомнений, что дошкольный возраст является уникальным периодом для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие.

Реальность современного ребенка очень сильно отличается от того мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет абсолютно новые требования к дошкольному воспитанию, как к первому этапу непрерывного образования. И именно по этой причине актуальным является образование с использованием современных информационных технологий (компьютера, интерактивной доски, и т. д.).

Компьютер обладает огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей. Он оказывает значимое воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия воспитателя, ребёнка и компьютера можно достичь значительного результата.

Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном возрасте – использование его в качестве средства обучения в системе детского сада. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием современного общества. Активное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный след на деятельность современного педагога и поставили воспитателей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада.

Формирование элементарных математических представлений входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает интеллектуальное развитие детей, развитие познавательных интересов у детей посредством развития познавательной деятельности.

В последнее время изменилась форма и структура подачи образовательной программы ДОУ. Актуальным является вопрос внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения.

Меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям. Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если систематически применять компьютерные развивающие игры как средство обучения в процессе математического развития.

В связи с этим я поставила цель: выявить эффективность применения компьютерных развивающих игр при развитии математических представлений у детей дошкольного возраста.

Отталкиваясь от цели, были определены следующие задачи:

  • Разработать план мероприятий по формированию элементарных математических представлений посредством компьютерных развивающих игр.
  • Исследовать эффективность использования компьютерных развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

В начале работы была проведена педагогическая диагностика индивидуального развития детей по направлению образовательная область «Познавательное развитие», «Формирование элементарных математических представлений» (автор Ю.А. Афонькина) (рис. 1). 

Рис. 1.

В группе создан центр для развития математических представлений дошкольников, который включает в себя: большое количество настольно-печатных игр для развития математических способностей; различные игры-ходики; домино, шашки, шахматы; головоломки; наборы цифр, счетных палочек, наборы плоских и объёмных геометрических фигур.

В своей работе я использовала следующие формы обучения: мультимедийные презентации и готовые компьютерные развивающие игры.

Одна из составляющих использования информационных – коммуникативных технологий – это мультимедийные презентации.

Использование мультимедийных презентаций и слайдов с помощью специальной программы позволяет сделать образовательную деятельность: эмоционально окрашенной, привлекательной, вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности.

Благодаря мультимедийному способу подаче информации достигаются следующие результаты

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • тренируется эффективность внимания и память;
  • развивается воображение и творческие способности.

Ни для кого не секрет что, математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. А как понять предмет, если он кажется ребёнку скучными и однообразным? В этот момент на помощь приходит интерактивный экран.

Интерактивная поверхность управляется при помощи касаний. В игровой форме обучает детей посредством компьютерных развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного видеоряда, логических задачек и т. д. (рис. 2). 

Рис. 2.

При помощи интерактивного экрана можно объяснять новый материал, закреплять пройденный материал, играть в игры, делать физкультминутку.

Задания самые разнообразные: количество и счёт, закрепление записи числа, сравнение по картинкам, нахождение пар, прохождение лабиринтов, игры с геометрическими фигурами, головоломки «Танграмм» и «Колумбово яйцо». С каждым разом дети совершенствуют свои навыки работ.

Интерактивный экран несёт в себе образовательные функции и вместе тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников.

В ходе использования интерактивного экрана дети играют индивидуально, в парах, подгруппой. Они действуют, общаясь друг с другом, тем самым развивая свои коммуникативные качества.

При использовании технических средств соблюдаются нормы СанПиНа, поэтому в образовательном процессе компьютерные развивающие игры для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Воспитатель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый воспитатель обязан работать во благо развития ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

1) предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним;

2) компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

Результативность педагогической деятельности. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей по направлению образовательная область «Познавательное развитие», «Формирование элементарных математических представлений» (автор Ю. А. Афонькина) (рис. 3). 

Рис. 3.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что компьютерные технологии являются продуктивным средством обучения дошкольников, так как помогают

  • закреплять знания и навыки детей;
  • решать познавательные и творческие задачи;
  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
  • моделировать различные ситуации;
  • осуществлять контроль усвоения детьми знаний.

 

Литература:

 

  1. Афонькина Ю.А. Издательство «Учитель», 2014 1 Оформление. Издательство «Учитель», 2014 Последнее издание,2016
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. М., 2012.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1984.
  4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильва М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) М.: Мозаика-синтез, 2014. 368 с.
  5. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет).
  6. Сан-ПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержа­нию и организации режима работы в дошкольных организациях.
  7. Внедрение информационных технологий в управление образовательным учреждением. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/11/17/vnedrenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-upravlenie