Для Вас, родители!

Савельева Галина Александровна

Учитель-логопед, МБДОУ №11 Радуга, г. Ханты-Мансийск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Савельева Г.А. Для Вас, родители! // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).

Заказ № 797505


 

Что должен знать и уметь ребенок 7 года жизни.

  • Иметь представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве;
  • Знать домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии;
  • Иметь представление о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей;
  • Свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке;
  • Соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Знать некоторые дорожные знаки и их назначение;
  • Представление о школе, библиотеке, музее;
  • Знать достопримечательности города;
  • Иметь знания о флаге, гербе и гимне России, узнавать президента;
  • Иметь представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.

 

Формирование элементарных экологических представлений

  • Иметь представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса;
  • Иметь представление об условиях жизни комнатных растений, о способах их вегетативного размножения. Устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знать с лекарственные растения (подорожник, крапива и др.);
  • Знать домашних, зимующих и перелетных птиц; домашних животных и обитателях уголка природы, диких животных. Иметь представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
  • Иметь знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.);
  • Иметь представления об особенностях жизни насекомых (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи – в муравейниках, пчелы – и дуплах, ульях). Различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица). Уметь сравнивать насекомых но способу передвижения (летают, прыгают, ползают);
  • Систематизировать представления о временах года;
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Различать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые – опылители растений, то растения не дадут семян и др.);
  • Правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.);
  • Определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

 

Коммуникация

(развитие речи)

  • Высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Уметь отстаивать свою точку зрения;
  • Различать на слух и произносить все звуки родного языка. Внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;
  • Называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове;
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи;
  • Согласовывать слова в предложении;
  • Уметь образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени;
  • Правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т.д.).

 

Связная речь

  • быть доброжелательными и корректными собеседниками, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их;
  • составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью взрослого составлять план рассказа и придерживаться его;
  • составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему.

 

Подготовка к обучению грамоте

  • Иметь представления о предложении (без грамматического определения). Уметь составлять предложения , членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
  • Делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части;
  • Составлять слова из слогов (устно);
  • Выделять последовательность звуков в простых словах;
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения.

 

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет

  • Иметь представления о множестве: уметь формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками;
  • Уметь объединять, дополнять множества, удалять из множества части или отдельные его части. Устанавливать отношения между отдельными частями;
  • Множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками;
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
  • Понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10);
  • Называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
  • Раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе);
  • Иметь представление о монетах достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет);
  • На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

 

Величина

  • Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета;
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целой и целое по известным частям;
  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку);
  • Измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры;
  • Иметь представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать предметы (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях. Иметь представление о весах;
  • Иметь представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

 

Форма

  • Знать геометрические фигуры, и их элементы (вершина, угол, стороны) и некоторых их свойств;
  • Иметь представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой;
  • Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения. Изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
  • Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из четырех отрезков – четырехугольник, из двух коротких отрезков – один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств.

 

Ориентировка в пространстве

  • Ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в заданном направлении, отражать в речи их пространственное расположение {вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.);
  • «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

 

Ориентировка во времени

  • Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;
  • Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;
  • Определять время по часам с точностью до 1 часа.

 

Нравственное воспитание

  • договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать старших хорошими поступками;
  • ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

 

Трудовое воспитание

  • Старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми;
  • Знать профессии родителей и место их работы.

 

Самообслуживание

  • Самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить);
  • Относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду;
  • Замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе;

 

Хозяйственно-бытовой труд

  • Поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада);
  • Наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам;
  • Самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

 

Ручной труд

Работа с бумагой и картоном. Складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).

Создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Создавать объемные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью. Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом. Создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).

Аккуратно и экономно использовать материалы.

 

Художественная литература

  • Иметь представление о выразительных средствах (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);
  • Пользоваться исполнительскими навыками при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы);
  • Объяснять основные различия между литературными жанрами сказкой, рассказом, стихотворением;
  • Называть любимые сказки и рассказы; знать 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;
  • Называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.

 

Художественно-эстетическое воспитание

• Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство;

• Называть основные выразительные средства произведений искусства.

 

В рисовании

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения.

 

В лепке

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения; создавать сюжетные композиции из 2-4 и более изображений;
  • Выполнять декоративные композиции способам и налепа и рельефа;
  • Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства

 

В аппликации

• Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания;

• Создавать сюжетные и декоративные композиции.

 

Конструирование

  • Сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать;
  • Сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома);
  • Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

 

Игровая деятельность

  • Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр;
  • Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации;
  • Находить новую трактовку роли и исполнять ее;
  • Моделировать предметно-игровую среду;
  • В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами;
  • Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки;
  • Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре;
  • Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).