Мастер-класс «Шахматы-игра для всех»

Безматерных Людмила Алексардровна

Воспитатель, МБДОУ "Новоаганский детский сад комбинированного вида "Лесная сказка", Нижневаровский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Безматерных Л.А. Мастер-класс «Шахматы-игра для всех» // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 27.04.2024).

Заказ № 796264


 

Цель: Продемонстрировать педагогам опыт использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников игре в шахматы.

 

Задачи:

  1. Продемонстрировать дидактические игры на закрепление понятия «адрес» поля развития умения ориентироваться на шахматной доске, а закрепление знаний о ходах шахматных фигур, их названий, на закрепление понятия «ценность» фигуры;
  2. Актуализировать знания педагогов ФГОС ДО.

 

Вводное слово:

Обращаясь к аудитории:

– Скажите, уважаемые зрители, что развивает игра в шахматы? (Ответы зрителей)

– Правильно. А теперь я хочу обратить ваше внимание на целевые ориентиры, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

  • Способен договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты;
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчинится разным правилам и социальным нормам;
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
  • Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, можно отметить, что обучение дошкольников игре в шахматы в полной мере соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

– Обратите внимание на число, изображенное на экране

318 979 564 000

– Как вы думаете, что может обозначать данное число? (Ответы)

– На самом деле это число возможных комбинаций первых четырех ходов в шахматах. Представляете, какие психические процессы должны быть задействованы, чтобы все эти комбинации предвидеть? (мышление, воображение, память, внимание и т.д.)

– При этом я хочу отметить, что игра в шахматы не является самоцель. Не столько важно для меня научить ребенка играть партию в шахматы. Здесь мы рассматриваем обучение игре в шахматы, как систему интересных занимательных заданий, игр, которые помогают развивать психические процессы, которые так понадобятся будущему школьнику. У данных игр есть задача (игровая и дидактическая), игровые действия, правила игры, результат, что соответствует структуре дидактической игры.

– Начнем мы с вами знакомство с игрой с шахматного диктанта. Для этого мне понадобится 4 человека (выходят 4 человека и садятся на стулья, у них планшеты с маркерами и мини изображение шахматной доски)

 

ЗАДАНИЕ 1

«Шахматный диктант»

– Перед вами мини шахматная доска и маркеры. Вы знаете, что у каждого поля на шахматной доске есть свой адрес, он обозначается буквой и цифрой. Я буду называть адрес поля, вы отмечаете поле точкой и соединять последовательно точки между собой. Всем правила понятны? Начнем наш шахматный диктант:

– Поставьте точку на поле с адресом С1

– Проведите линию к полю с адресом F1

– Поднимитесь на поле с адресом F4

– Проведите линию к полю с адресом С4

– Вернитесь на поле с адресом С1

– Поставьте маркер на поле С4

– Проведите линию к полю с адресом В4

– Проведите линию к полю с адресом D6

– Проведите линию к полю с адресом E6

– Опуститесь на поле с адресом G4

– Проведите линию к полю с адресом F4

– Наш диктант окончен. Посмотрите на доску. Что у вас получилось? (Дом)

– Спасибо за то что, что поиграли со мной, присаживайтесь.

Итог задания: используя данную игру в работе с детьми, мы решаем задачу закрепления знаний об адресе полей шахматной доски. Развиваем умение детей находить адрес поля. Интерес ребят поддерживается тем, что в окончании диктанта их ждет сюрприз-картинка. Игра дается детям в таком же виде, но на этапе, когда ребята уже хорошо знакомы с понятием «адрес поля». На занятии Вы могли видеть другой вариант шахматного диктанта, который так же ориентирован на закрепление основных понятий, связанных с ориентировкой на шахматной доске.

 

ЗАДАНИЕ 2

«Шахматные следы»

Обращаясь ко всем зрителям

– А теперь давайте превратимся в следопытов. Посмотрите, на этой поляне кто-то побывал. Давайте определим, кому принадлежат эти следы. (Зрители находят, называют фигуру, на слайде появляется фигура вместо следа, 6 шт.)

Итог задания: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. В этом упражнении мы закрепляем с детьми правила ходов шахматных фигур, их названия. Данную игру можно интерпретировать в более простой вариант «Найди фигуру и назови», в этом виде я использовала ее на занятии. Здесь дети только знакомились с фигурами, поэтому правила хода мы не закрепляли.

 

ЗАДАНИЕ 3

«Шахматный кубик»

– Для следующей игры мне нужны будут два помощника (Вызываю двоих)

– Перед вами шахматная доска. Встаньте на первую горизонталь с интервалом в одно поле.

Правила игры: Я буду кидать кубик, вы по очереди будете продвигаться на то количество клеток, которое выпадает. Количество клеток соответствует данным фигурам. Кто первый дойдет до финиша тот победил.

Итог задания: В данной игре с детьми мы закрепляем знание ценности фигур. Игра эта очень интересна детям и вот в такой занимательной форме дети закрепляют достаточно тяжелое понятие – шахматную ценность.

 

ЗАДАНИЕ 4

Игра-инсценировка «Королевский бал»

Вызывает 6 человек, итого 8. Надевает шапочки.

– Вы у нас выиграли в предыдущей игре – будите Королем (Сажаем на поле на трон).

Определяются с ролями.

– Мы начинаем сказку. Сюжет этой сказки похож на известную всем сказку «Теремок». Только к королю у нас будут походить шахматные фигуры. При этом они должны привести доводы, почему Король должен пустить их в замок. Это могут быть внешние признаки, явные доказательства и т.д. Итак наша сказка начинается.

– В одном царстве-государстве жил белый шахматный Король. Ему стало скучно. И он решил организовал королевский бал и разослал весть об этом по всем землям.

Первым прибыл ФЕРЗЬ

Затем на бал прибыли два КОНЯ.

Потом два СЛОНА

Последними, пожаловали ЛАДЬИ.

Фигуры размещаются перед полем.

– Скоро наш бал начнется объявил Король и попросил занять свои места:

Читаю стихотворение

В каждом отряде – ты сам погляди –

Оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине? Ферзь с королем –

Самые главные в войске своем.

Чтобы не путать, какие поля

Тут для ферзя и для короля,

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет –

Белый на белом квадрате стоит,

Черному черный удачи сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзей с королями нельзя!

А перед всеми – ладьей и конем,

Перед слоном, королем и ферзем –

Пешки-малышки стали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

Итог задания: Эта дидактическая игра-инсценировка направлена на закрепление знаний о шахматных фигурах и начальном положении их на доске.

 

ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА: Таким образом дидактическая игра является оптимальным средством для обучения детей шахматной игре.

Спасибо за внимание.