Безматерных Людмила Алексардровна
Воспитатель, МБДОУ "Новоаганский детский сад комбинированного вида "Лесная сказка", Нижневаровский район
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Безматерных Л.А. Мастер-класс «Шахматы-игра для всех» // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 19.01.2025).
Заказ № 796264
Цель: Продемонстрировать педагогам опыт использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников игре в шахматы.
Задачи:
Вводное слово:
Обращаясь к аудитории:
– Скажите, уважаемые зрители, что развивает игра в шахматы? (Ответы зрителей)
– Правильно. А теперь я хочу обратить ваше внимание на целевые ориентиры, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
Таким образом, можно отметить, что обучение дошкольников игре в шахматы в полной мере соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
– Обратите внимание на число, изображенное на экране
318 979 564 000
– Как вы думаете, что может обозначать данное число? (Ответы)
– На самом деле это число возможных комбинаций первых четырех ходов в шахматах. Представляете, какие психические процессы должны быть задействованы, чтобы все эти комбинации предвидеть? (мышление, воображение, память, внимание и т.д.)
– При этом я хочу отметить, что игра в шахматы не является самоцель. Не столько важно для меня научить ребенка играть партию в шахматы. Здесь мы рассматриваем обучение игре в шахматы, как систему интересных занимательных заданий, игр, которые помогают развивать психические процессы, которые так понадобятся будущему школьнику. У данных игр есть задача (игровая и дидактическая), игровые действия, правила игры, результат, что соответствует структуре дидактической игры.
– Начнем мы с вами знакомство с игрой с шахматного диктанта. Для этого мне понадобится 4 человека (выходят 4 человека и садятся на стулья, у них планшеты с маркерами и мини изображение шахматной доски)
ЗАДАНИЕ 1
«Шахматный диктант»
– Перед вами мини шахматная доска и маркеры. Вы знаете, что у каждого поля на шахматной доске есть свой адрес, он обозначается буквой и цифрой. Я буду называть адрес поля, вы отмечаете поле точкой и соединять последовательно точки между собой. Всем правила понятны? Начнем наш шахматный диктант:
– Поставьте точку на поле с адресом С1
– Проведите линию к полю с адресом F1
– Поднимитесь на поле с адресом F4
– Проведите линию к полю с адресом С4
– Вернитесь на поле с адресом С1
– Поставьте маркер на поле С4
– Проведите линию к полю с адресом В4
– Проведите линию к полю с адресом D6
– Проведите линию к полю с адресом E6
– Опуститесь на поле с адресом G4
– Проведите линию к полю с адресом F4
– Наш диктант окончен. Посмотрите на доску. Что у вас получилось? (Дом)
– Спасибо за то что, что поиграли со мной, присаживайтесь.
Итог задания: используя данную игру в работе с детьми, мы решаем задачу закрепления знаний об адресе полей шахматной доски. Развиваем умение детей находить адрес поля. Интерес ребят поддерживается тем, что в окончании диктанта их ждет сюрприз-картинка. Игра дается детям в таком же виде, но на этапе, когда ребята уже хорошо знакомы с понятием «адрес поля». На занятии Вы могли видеть другой вариант шахматного диктанта, который так же ориентирован на закрепление основных понятий, связанных с ориентировкой на шахматной доске.
ЗАДАНИЕ 2
«Шахматные следы»
Обращаясь ко всем зрителям
– А теперь давайте превратимся в следопытов. Посмотрите, на этой поляне кто-то побывал. Давайте определим, кому принадлежат эти следы. (Зрители находят, называют фигуру, на слайде появляется фигура вместо следа, 6 шт.)
Итог задания: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. В этом упражнении мы закрепляем с детьми правила ходов шахматных фигур, их названия. Данную игру можно интерпретировать в более простой вариант «Найди фигуру и назови», в этом виде я использовала ее на занятии. Здесь дети только знакомились с фигурами, поэтому правила хода мы не закрепляли.
ЗАДАНИЕ 3
«Шахматный кубик»
– Для следующей игры мне нужны будут два помощника (Вызываю двоих)
– Перед вами шахматная доска. Встаньте на первую горизонталь с интервалом в одно поле.
Правила игры: Я буду кидать кубик, вы по очереди будете продвигаться на то количество клеток, которое выпадает. Количество клеток соответствует данным фигурам. Кто первый дойдет до финиша тот победил.
Итог задания: В данной игре с детьми мы закрепляем знание ценности фигур. Игра эта очень интересна детям и вот в такой занимательной форме дети закрепляют достаточно тяжелое понятие – шахматную ценность.
ЗАДАНИЕ 4
Игра-инсценировка «Королевский бал»
Вызывает 6 человек, итого 8. Надевает шапочки.
– Вы у нас выиграли в предыдущей игре – будите Королем (Сажаем на поле на трон).
Определяются с ролями.
– Мы начинаем сказку. Сюжет этой сказки похож на известную всем сказку «Теремок». Только к королю у нас будут походить шахматные фигуры. При этом они должны привести доводы, почему Король должен пустить их в замок. Это могут быть внешние признаки, явные доказательства и т.д. Итак наша сказка начинается.
– В одном царстве-государстве жил белый шахматный Король. Ему стало скучно. И он решил организовал королевский бал и разослал весть об этом по всем землям.
Первым прибыл ФЕРЗЬ
Затем на бал прибыли два КОНЯ.
Потом два СЛОНА
Последними, пожаловали ЛАДЬИ.
Фигуры размещаются перед полем.
– Скоро наш бал начнется объявил Король и попросил занять свои места:
Читаю стихотворение
В каждом отряде – ты сам погляди –
Оба угла занимают ладьи.
Рядом с ладьями кони видны,
Рядом с конями встали слоны.
Кто ж посредине? Ферзь с королем –
Самые главные в войске своем.
Чтобы не путать, какие поля
Тут для ферзя и для короля,
Нужно запомнить одну из примет:
Ферзь выбирает свой собственный цвет –
Белый на белом квадрате стоит,
Черному черный удачи сулит.
Есть свой квадрат у любого ферзя,
Путать ферзей с королями нельзя!
А перед всеми – ладьей и конем,
Перед слоном, королем и ферзем –
Пешки-малышки стали стеной,
Им начинать этот сказочный бой.
Итог задания: Эта дидактическая игра-инсценировка направлена на закрепление знаний о шахматных фигурах и начальном положении их на доске.
ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА: Таким образом дидактическая игра является оптимальным средством для обучения детей шахматной игре.
Спасибо за внимание.