Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Играем со сказками»

Козырь Марина Васильевна
Савченко Ольга Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ ДС №4 "Красная Шапочка", Краснодарский край
Учитель-логопед, МБДОУ ДС №4 "Красная Шапочка", Краснодарский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Козырь М.В., Савченко О.А. Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Играем со сказками»  // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 789644


 

  1. Развивать речевую активность;
  2. Развивать внимание, слуховую долговременную память;
  3. Закрепить знание названий сказок о животных с применением игровой технологии;
  4. Выявить знания русских народных сказок;
  5. Закрепление понятий – народная сказка и авторская сказка с применением здоровьесберегающей технологии;
  6. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки у детей в драматизации;
  7. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций.

Материал: игрушки, маска лисы, буквы, использование ИКТ.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки? А как вы думаете, кто рассказывает сказки?

Дети: Сказочница.

Воспитатель: Правильно, сказочница. А какими словами начинает сказочница сказку?

Дети: «Жили-были», «В некотором царстве».

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы знаете, кто пишет сказки?

Дети: Писатели, народ.

Воспитатель: А каких писателей вы знаете?

Дети: Андерсен, Чуковский.

Воспитатель: А названия сказок, которые писал народ?

Дети: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой».

Воспитатель: Хорошо! Всё это вы знаете. А вы хотите побывать в сказке? Но, чтобы туда попасть, надо выполнить 5 заданий. Посмотрите, вот у меня волшебная корзина, а в ней лежат листочки с заданиями.

Вот первое задание: Попробуйте отгадать, в каких сказках живут эти герои:

(Воспитатель показывает игрушки)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Все справились. А сейчас второе задание. Оно будет сложнее, чем первое. Готовы? Я вам загадаю загадки, а вы должны их отгадать. Только слушайте внимательно, если вы не отгадаете хоть одну, в сказку вам не попасть.

Загадки

1. Сапожник – не сапожник,

Портной – не портной,

Держит во рту щётку,

В руках ножницы (рак).

2. Стоит копна,

Спереди – вилы,

Сзади – метла (корова).

3. Кто не прядёт, не ткёт,

А людей одевает? (баран).

4. Крылья есть, да не летает

Ног нет, да не догонишь (рыба).

5. В тёмной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут возницы (пчёлы)

6. Кто на своей голове

Лес носит? (олень)

7. Два братца пошли

В воду купаться (вёдра).

Воспитатель: Вот молодцы и с этим справились.

Третье задание: «Знаете ли вы сказки о животных?» (Воспитатель надевает маску лисы ребёнку).

Лиса: Явились? Вы кто такие? Что вы хотите?

Дети: Назвать сказки о животных.

Лиса: Ну, попробуйте. Вот перед вами лежат персонажи животных из русских народных сказок (кот, петух, волк, заяц).

Дети: «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Заяц без хвоста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Кот – серый лоб, козёл да баран», «Иван царевич и серый волк».

Лиса: Справились? Справились! Но радоваться рано – это ещё не всё!

Четвёртое задание: «Кто это кому сказал?» (показ картинок по сказкам)

  • «Высоко сижу, далеко гляжу» (Машенька из сказки «Маша и медведь» – медведю).
  • «Ловись рыбка, и мала, и велика» (Лисичка-сестричка из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» – волку).
  • «Как выскочу, как выпрыгну!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка» – собакам).
  • «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок из сказки «Кот, петух и лиса» – коту).
  • «Приходи, куманёк, приходи дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса из сказки «Лиса и журавль» – журавлю).
  • «Я не сыта, я не пила, по горочкам не ходила, проходила через мосточек ухватила кленовый листочек» (Коза из сказки «Коза-дереза» – старику).

Лиса: Про меня, лису, так много сказок есть. Расскажите, какая я в сказках?

Дети: Хитрая, обманщица, плутовка, лгунья, сметливая.

(Воспитатель снимает маску)

Воспитатель: Ребята, вот видите какая лиса.

Физ.минутка: «Буратино»

Буратино потянулся, Раз – нагнулся,

Два – нагнулся, Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Пятое задание: Игра «Угадай сказку»

Я вам буду читать фразы, а вы должны будете их закончить, соблюдая логику и рифму.

1. Маша в коробе сидит, далеко она глядит

Кто несёт её, ответь, быстрыми шагами.

А несёт её медведь, вместе с пирогами.

Путь не близкий, дальний путь.

Хочет мама отдохнуть.

Только Маша не даёт, на пенёк присесть,

И румяный пирожок

По дороге съесть, провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка! Это – «Маша и медведь».

2. Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри

И жильцов здесь, в самом деле

Проживает ровно три,

Как увидишь, сразу ясно!

В гости к ним ходить опасно

Убегай скорей, сестричка, сестричка

Из окна летит, как птичка!

Убежала! Молодец!

Значит, сказке всей … конец!

По слогам читает Федя:

Это сказка «Три медведя».

3. Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под кустом

Рада мышка-поскребушка

И зелёная лягушка,

Рад и побегайчик

Длинноухий зайчик!

Ничего, что просто мал

Меховой домишко,

И кабан туда попал,

И лиса, и … мишка.

Всем хватило места в нём

Вот какой чудесный … дом

«Дзинь-ля-ля!» – поёт синичка

Это сказка «Рукавичка».

Воспитатель: Очень хорошо. Со всеми заданиями вы справились, и сейчас пора отправляться в сказку. Закройте все глазки, повернитесь три раза вокруг себя и скажите волшебные слова: «Раз, два, три, в сказку попади!»

Дети: (Произносят слова)

Воспитатель: (Шепотом). Открывайте глазки. Вот видите, мы с вами и попали в сказочный лес. Ой, а что это здесь за листочки лежат? Ребята, подойдите ко мне и давайте вместе посмотрим.

Дети: Здесь написаны буквы!

Воспитатель: Ребята, мне кажется, я знаю, что это за буквы. Это, наверное, название сказки, в которую мы с вами попали.

Дети: (Выкладывают «Красная шапочка», идёт инсценировка сказки).

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: А сейчас пора нам возвращаться из сказочного леса обратно в группу. Закройте все глазки, повернитесь вокруг себя три раза и скажите: «Раз, два, три, в детский сад попади».

Воспитатель: Ну что? Понравилось вам наше путешествие в сказку?

Дети: Да!

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы выполняли поставленные перед вами задания. Хочу отметить Настеньку в том, что она правильно называла всех сказочных героев, Аню в том, что она первая говорила правильные ответы на загадки. А наше путешествие по сказкам я хочу закончить словами:

Сказок много есть на свете,

Сказки очень любят дети

Так давайте же всегда,  

Будем верить в чудеса.