Козырь Марина Васильевна
Савченко Ольга Анатольевна
Воспитатель, МБДОУ ДС №4 "Красная Шапочка", Краснодарский край
Учитель-логопед, МБДОУ ДС №4 "Красная Шапочка", Краснодарский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Козырь М.В., Савченко О.А. Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Играем со сказками» // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 789644
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
Материал: игрушки, маска лисы, буквы, использование ИКТ.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки? А как вы думаете, кто рассказывает сказки?
Дети: Сказочница.
Воспитатель: Правильно, сказочница. А какими словами начинает сказочница сказку?
Дети: «Жили-были», «В некотором царстве».
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы знаете, кто пишет сказки?
Дети: Писатели, народ.
Воспитатель: А каких писателей вы знаете?
Дети: Андерсен, Чуковский.
Воспитатель: А названия сказок, которые писал народ?
Дети: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой».
Воспитатель: Хорошо! Всё это вы знаете. А вы хотите побывать в сказке? Но, чтобы туда попасть, надо выполнить 5 заданий. Посмотрите, вот у меня волшебная корзина, а в ней лежат листочки с заданиями.
Вот первое задание: Попробуйте отгадать, в каких сказках живут эти герои:
(Воспитатель показывает игрушки)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Все справились. А сейчас второе задание. Оно будет сложнее, чем первое. Готовы? Я вам загадаю загадки, а вы должны их отгадать. Только слушайте внимательно, если вы не отгадаете хоть одну, в сказку вам не попасть.
Загадки
1. Сапожник – не сапожник,
Портной – не портной,
Держит во рту щётку,
В руках ножницы (рак).
2. Стоит копна,
Спереди – вилы,
Сзади – метла (корова).
3. Кто не прядёт, не ткёт,
А людей одевает? (баран).
4. Крылья есть, да не летает
Ног нет, да не догонишь (рыба).
5. В тёмной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут возницы (пчёлы)
6. Кто на своей голове
Лес носит? (олень)
7. Два братца пошли
В воду купаться (вёдра).
Воспитатель: Вот молодцы и с этим справились.
Третье задание: «Знаете ли вы сказки о животных?» (Воспитатель надевает маску лисы ребёнку).
Лиса: Явились? Вы кто такие? Что вы хотите?
Дети: Назвать сказки о животных.
Лиса: Ну, попробуйте. Вот перед вами лежат персонажи животных из русских народных сказок (кот, петух, волк, заяц).
Дети: «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Заяц без хвоста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Кот – серый лоб, козёл да баран», «Иван царевич и серый волк».
Лиса: Справились? Справились! Но радоваться рано – это ещё не всё!
Четвёртое задание: «Кто это кому сказал?» (показ картинок по сказкам)
Лиса: Про меня, лису, так много сказок есть. Расскажите, какая я в сказках?
Дети: Хитрая, обманщица, плутовка, лгунья, сметливая.
(Воспитатель снимает маску)
Воспитатель: Ребята, вот видите какая лиса.
Физ.минутка: «Буратино»
Буратино потянулся, Раз – нагнулся,
Два – нагнулся, Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Пятое задание: Игра «Угадай сказку»
Я вам буду читать фразы, а вы должны будете их закончить, соблюдая логику и рифму.
1. Маша в коробе сидит, далеко она глядит
Кто несёт её, ответь, быстрыми шагами.
А несёт её медведь, вместе с пирогами.
Путь не близкий, дальний путь.
Хочет мама отдохнуть.
Только Маша не даёт, на пенёк присесть,
И румяный пирожок
По дороге съесть, провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка! Это – «Маша и медведь».
2. Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно три,
Как увидишь, сразу ясно!
В гости к ним ходить опасно
Убегай скорей, сестричка, сестричка
Из окна летит, как птичка!
Убежала! Молодец!
Значит, сказке всей … конец!
По слогам читает Федя:
Это сказка «Три медведя».
3. Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под кустом
Рада мышка-поскребушка
И зелёная лягушка,
Рад и побегайчик
Длинноухий зайчик!
Ничего, что просто мал
Меховой домишко,
И кабан туда попал,
И лиса, и … мишка.
Всем хватило места в нём
Вот какой чудесный … дом
«Дзинь-ля-ля!» – поёт синичка
Это сказка «Рукавичка».
Воспитатель: Очень хорошо. Со всеми заданиями вы справились, и сейчас пора отправляться в сказку. Закройте все глазки, повернитесь три раза вокруг себя и скажите волшебные слова: «Раз, два, три, в сказку попади!»
Дети: (Произносят слова)
Воспитатель: (Шепотом). Открывайте глазки. Вот видите, мы с вами и попали в сказочный лес. Ой, а что это здесь за листочки лежат? Ребята, подойдите ко мне и давайте вместе посмотрим.
Дети: Здесь написаны буквы!
Воспитатель: Ребята, мне кажется, я знаю, что это за буквы. Это, наверное, название сказки, в которую мы с вами попали.
Дети: (Выкладывают «Красная шапочка», идёт инсценировка сказки).
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: А сейчас пора нам возвращаться из сказочного леса обратно в группу. Закройте все глазки, повернитесь вокруг себя три раза и скажите: «Раз, два, три, в детский сад попади».
Воспитатель: Ну что? Понравилось вам наше путешествие в сказку?
Дети: Да!
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы выполняли поставленные перед вами задания. Хочу отметить Настеньку в том, что она правильно называла всех сказочных героев, Аню в том, что она первая говорила правильные ответы на загадки. А наше путешествие по сказкам я хочу закончить словами:
Сказок много есть на свете,
Сказки очень любят дети
Так давайте же всегда,
Будем верить в чудеса.