Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе как средство развития познавательной активности младших школьников

Баранцева Марина Юрьевна

Воспитатель, КОГОБУ ШИ ОВЗ, пгт. Опарино

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Баранцева М.Ю. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе как средство развития познавательной активности младших школьников // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 797244


 

Объект исследования: развитие познавательной активности младших школьников.

Предмет исследования: развитие познавательной активности младших школьников через использование ИКТ на уроках математики.

Цель: выяснить возможность развития познавательной активности младших школьников через использование ИКТ на уроках математики.

Гипотеза: если систематически использовать ИКТ на уроках математики в начальных классах, то это будет способствовать развитию познавательной активности младших школьников.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать сущность познавательной активности младших школьников;
  2. Охарактеризовать особенности формирования познавательной активности младших школьников;
  3. Рассмотреть значение информационных технологий в образовательном учреждении;
  4. Выявить уровень познавательной активности младших школьников;
  5. Проанализировать эффективность использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников.

Большинство исследователей понятие «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой, познавая окружающий мир, ребенок как активный субъект стремится показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение положительного результата. Например, Аристова Л.П. написала что «Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности». Г.И. Щукина под познавательной активностью понимает ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности.

Термины «активность» и «познавательная активность» широко описаны в научной литературе. Это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в толкованиях многих ученых. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность [Рябова, Л.Н.].

Развитие, по мнению Д.Б. Эльконина, состоит в «качественных преобразованиях различных системных процессов. «Развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований» – отмечает Д.Б. Эльконин. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [Н.И. Чуприкова].

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей.

Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ – это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации – чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое.

Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения.

Компьютерные средства используемые в обучении

  1. Презентации;
  2. Электронные энциклопедии;
  3. Дидактические материалы;
  4. Программы-тренажеры;
  5. Системы виртуального эксперимента;
  6. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты;
  7. Электронные учебники и учебные курсы;
  8. Обучающие игры и развивающие программы.

В соответствии с требованиями СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

  1. I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15-ти минут;
  2. V-VII классов – 20 минут;
  3. VIII-IX классов – 25 минут
  4. X-XI классов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут.

Внеучебные занятия с использованием ПВЭМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  1. для обучающихся II-V классов – не более 60 минут;
  2. для обучающихся VI классов и старше – не более 90 минут.

Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для II-V классов и 15 минут для учащихся более старших классов.

Практическое изучение проводилось на базе Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школы-интерната» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Опарино. В изучении принимали участие 7 человек в возрасте 10-11 лет (4 класс).

Из беседы с учителями я поняла, что применение ИКТ на уроках необходимо использовать. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимися в системе открытого и дистанционного обучения.

На уроках используют различные варианты применения ИКТ: создание слайдов, использование компьютерных тестов, организация мультимедийных презентаций, организация проектной деятельности учащихся, организация мультимедийной поддержки сообщений, индивидуальных и творческих заданий.

Но чаще всего учителя используют ИКТ во внеклассной работе.

Уроки математики обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании современного урока математики с использованием ИКТ:

  • устный счет, объяснение нового материала, закрепление материала, наглядность;
  • содержание обучения опирается на ранее изученное и подготавливает базу для усвоения новых знаний;
  • большое внимание уделяется развитию у учащихся логического мышления, умения рассуждать и доказывать;
  • математика служит опорным предметом для изучения некоторых других дисциплин;
  • теоретический материал осознаётся и усваивается в процессе решения задач.

Наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения – дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.

Моя работа проводилась в несколько этапов:

  1. Уровень познавательной активности;
  2. Методика А.А. Горчинской;
  3. Оценка познавательной активности;
  4. Уровень заинтересованности ИКТ- технологиями.

Изучение предполагало: наблюдение и изучение за познавательной активностью детей младшего школьного возраста.

На основе изучения познавательной активности детей младшего школьного возраста были выделены следующие показатели: уровень любознательности; уровень самостоятельности; высокий интерес к процессу познания; практическое приспособление к ситуациям.

Уровень сформированности познавательной активности младших школьников показал что:

29% младших школьников имеют высокий уровень познавательной активности. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией.

57% детей имеют средний уровень, ребенок стремиться к выявлению смысла изучаемого содержания, желает познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.

У 14% учащихся был выявлен низкий уровень познавательной активности. Уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.

Анализ результатов показал, что у большинства детей познавательная активность развита на среднем уровне. Дети проявляют любознательность, у них наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, младшие школьники обращаются за помощью к учителю, задают вопросы, выполняют задание до конца это свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

В результате изучения познавательной активности были получены данные, на основании которых разработаны занятия с использованием информационных технологий.

  1. Урок математики «Закрепление изученного по теме «сложение и вычитание чисел с переходом через разряд»;
  2. Урок математики «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»;
  3. Урок математики «Сложение вида: 24+6, 24+16»;
  4. Урок математики «Единицы длины. Миллиметр»;
  5. Урок математики «Угол. Виды углов».

После того как я побывала на уроках учителей и мною проведенных занятий было проведено повторное тестирование по уровню сформированности познавательной активности у младшего школьника.

В результате проведенной работы были получены новые результаты.

Анализ результатов показал, что уровень познавательной активности у детей при использовании информационных технологий вырос.

Дети стали более внимательны во время занятия, больше задавать вопросы и выполнять с интересом и любопытством задания. Так же стали проявлять интерес к предметам, активно взаимодействовать с ребятами. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда направлена на создание мотивации к формированию познавательной активности младших школьников и ее развитию.

Проведенная практическая работа показала, что применение информационных технологий на занятиях в начальной школе развивает и повышает познавательную активность детей.

Таким образом, задачи изучения выполнены, следовательно, цель работы – выяснить возможность развития познавательной активности младших школьников через использование ИКТ на уроках математики – достигнута.