Проект по формированию представлений об одежде «Кофты, брюки и футболки – вся одежда на полке» в первой младшей группе

Бадина Марина Анатольевна

Воспитатель, МБОУ "Начальная школа - детский сад №2", г. Сергиев Посад, Московская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бадина М.А. Проект по формированию представлений об одежде «Кофты, брюки и футболки – вся одежда на полке» в первой младшей группе // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 788282


 

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя 09.11.20 г. – 13.11.20 г.)

Тип проекта: познавательно-творческий, игровой

Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители воспитанников.

Возраст детей: 2-3 года.

 

Актуальность

Для малышей в возрасте (2-3 года) типичен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Поэтому необходима целенаправленная систематическая работа по ознакомлению детей с предметным окружением.  Создания проекта об одежде «Кофты, брюки и футболки – вся одежда на полке», поможет сформировать представления об одежде, о назначении, цветах вещей, ее гендерной принадлежности (одежда для мальчиков и девочек), деталях: воротник, застежка, карманы, капюшон, рукава.

 

Цель: создание условий для развития познавательных интересов и творческих способностей детей в процессе проекта.

 

Задачи:

  • Обогатить представления детей об одежде, её значении;
  • Активизировать словарный запас;
  • Обогащать речь детей по теме проекта;
  • Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, умение следить за своим внешним видом.

 

Этапы проектной деятельности

1. Подготовительный этап

Задача педагога:

  • Определение актуальности, постановка цели, задач проекта;
  • Изучение методической литературы для реализации проекта;
  • Организация предметно-развивающей среды.

 

Задача родителей:

  1. Пополнить знания детей через чтение художественной литературы, рассматривания и беседы об одежде и ее назначении.
  2. Принять участие в изготовлении одежды для кукол (шьем, вяжем)

 

2. Практическая деятельность:

  • Реализация проекта через различные виды деятельности;
  • Взаимодействие с родителями, направленно на совместное
  • участие в проектной деятельности.

 

3. Заключительный этап

Презентация материалов проекта

Оформление творческой выставки

Подведение итогов проекта.

 

4. Ожидаемый результат

Дети:

  • Получили необходимые знания, представления об одежде, о назначении, цветах вещей, ее гендерной принадлежности (одежда для мальчиков и девочек).
  • Обогащение активного словаря детей;
  • Развитие наблюдательности и любознательности;
  • Воспитание бережного отношения к предметам одежды, умение следить за своим внешним видом.

Педагог:

  • овладение техникой проектной деятельности:
  • высокий уровень коммуникации детей, их речевая активность.

Родители:

  •  активно участвуют в образовательном процессе.

1. Этап – подготовительный

 

Для воспитателя: создание условий для успешной познавательной деятельности детей – «Кофты, брюки и футболки – вся одежда на полке» подбор наглядно-демонстрационного материала серия картинок «Одежда», художественную литературу для чтения, материал для изобразительной деятельности, игр.

Для родителей: заинтересовать, принять участия в проектной деятельности, изготовить одежду для кукол. Консультация «Как научить детей одеваться самостоятельно».

 

2. Этап основной

 

Познавательный, художественно-эстетический и физический .

1. Познавательное развитие «Как одета кукла Маша?»

Цель: Уточнить представления об одежде, о назначении, цветах вещей. Учить запоминать последовательность одевания. Учить различать и называть цвета. Познакомить с народной игрушкой, ее характером, цветовым оформлением.

2. Речевое развитие «Что наденем на прогулку»

Цель: Помочь запомнить последовательность одевания. Побуждать использовать в речи названия предметов одежды. Упражнять в правильном использовании глагола «надевать» в настоящем и прошедшем времени. Учить произносить фразы с разной силой голоса.

3. Речевое развитие «Одежда для куклы»

Цель: способствовать развитию умений говорить предложениями из 2-3 слов (учить говорить предложениями)

 

4. Д/и:  «Собери картинку»

Задачи: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности по теме проекта.

Дидактический материал: карточки с изображением одежды и головных уборов, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, части (в соответствии со способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал. Например: платье зелёного цвета, красная шапка и т.д.

Дидактическая игра «Загадочные пуговки»

Задачи: Развивать мелкую моторику рук посредством работы с пуговицами, формировать умение расстёгивать и застёгивать пуговицы, формировать умение называть предметы одежды, закреплять знание цветов. Игровой материал: макеты предметов одежды с застёжками-пуговками.

 

Дидактическая игра «Вставь в нужную ячейку предмет одежды»

Задачи: Развивать мелкую моторику рук, формировать умение вставлять предмет в нужное место, упражнять в назывании предмета одежды.

 

Дидактическая игра «Одень  семью Мишек»

Задачи: развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память, ориентировку, формировать умение называть предметы одежды.

5. Чтение: Русская народная потешка «Наша Маша маленькая» (заучивание); «Где мой пальчик?», В.Берестов «Мама сшили платье дочке», «Вова-растеряшка», З. Александрова «Мой мишка»

 

6. Лепка «Платьице в горошек»

Цель: Закрепить умения различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Учить лепить круглые предметы, отщипывая и  раскатывая пластилин круговыми движениями между ладонями. Готовые шарики наносить на поверхность заготовки (платья) слегка сплющивая. Развивать ориентировку.

 

7. Рисование «Кофточка»

Программное содержание: Упражнять в различении и назывании цветов, части одежды (воротник, рукава, манжеты, резинка, застежка – пуговицы, карманы). Учить детей закрашивать кистью небольшую поверхность, прививать аккуратность. Упражнять в проведении прямых линий, без отрыва всем ворсом кисти, дорисовывать недостающие элементы (пуговицы) нетрадиционное рисование ватной палочкой, оставлять отпечаток, круглой формы, маленького размера.

 

8. Подвижная игра: «Мы на пухлые ручонки»

Задачи: развитие мелкой моторики рук, закрепление знаний детей о предметах одежды.

Мы на пухлые ручонки, («фонарики»)

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова: (выставляем по очереди руки вперед)

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застежки (имитируем застёгивание пуговиц)

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклёпочки.

На мою малышку (поглаживаем ноги)

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два! (выставляем ножки)

А теперь на ножки – (постукиваем по коленочкам)

Носочки и сапожки!

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два! (выставляем ножки)

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось – голова? (поглаживаем голову)

Вот и шапочка – раз, два!

Подвижная игра «Шапочки»

В шапочках желтых мы стали цыплята,

В шапочках белых мы стали зайчата,

В шапочках красных мы стали грибочки,

В шапочках черных – черника на кочках,

В шапочках синих дождинками стали

И по дорожкам легко поскакали.

(Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.)

(Показывает заячьи ушки)

(Соединяет руки над головой.)

(Присаживается на корточки.)

(Встает, ставит руки на пояс).

(Прыгает вперед на двух ногах).

 

9. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Я надену сапоги,

Курточку и шапку.(Показываем на ноги, туловище, голову.)

И на руку каждую

Натяну перчатку. (Одна рука  выпрямленными пальцами вверх,

другая проводит по мизинцу и ребру ладони,

показывая направление надевания перчаток.)

 (Смена рук)

 

10. Сюжетно-ролевая игра: «Оденем куклу на прогулку»

Подобрать атрибуты для игры (кукла, одежда, коляска), главную роль (мамы) берет на себя воспитатель.

«Учим куклу Машу раздеваться»

Закрепить в игре с детьми полученные знания о последовательности одевания и раздевания. Атрибуты: кукла в одежде, выбрать место для игры, ведущая роль у воспитателя.

 

11. Конструктивно-модельная деятельность «Соберем матрешку»

Цель: познакомить с народной игрушкой, ее характером, цветовым оформлением. Упражнять в умении самостоятельно открывать и закрывать трехместную матрешку, действуя при этом двумя руками одновременно. Закреплять умение различать верхнюю, нижнюю, переднюю и заднюю часть матрешки. Закрепить умение подбирать две половинки предмета по величине. Закрепить умение активно разговаривать, употребляя в речи слова: большая матрешка, поменьше маленькая матрешка.

 

3. Этап заключительный

Презентация проекта

Дети: творческие работы по лепке и рисованию.

Методическая копилка: одежда для кукол (рукоделье родителей)

 

Итог: положительные результаты данного проекта.

  1. Повысился уровень усвоения материала по познавательному развитию в разделе – одежда; умения и навыки в творческой деятельности;
  2. Родители активно участвуют в образовательном процессе;
  3. Дети были заинтересованы на протяжении всего проекта.

 

1. Конспект

Познавательное развитие «Как одета кукла Маша?»

Цель: Уточнить представления об одежде, о назначении, цветах вещей. Учить запоминать последовательность одевания. Учить различать и называть цвета. Познакомить с народной игрушкой, ее характером, цветовым оформлением.

Оборудование демонстрационное: кукла, одежда для куклы, шкаф для одежды; иллюстрация Ю. Васнецова к потешке «Наша Маша маленькая»; раздаточное: игрушки синего цвета.

Ход занятия.

Воспитатель показывает иллюстрацию, читает потешку (короткий вариант): педагог просит полюбоваться Машей на картинке, показать ее курточку.

Вопросы: У нас в группе есть кукла Маша? Хотите взять ее с собой на прогулку? Можно ли ей сейчас идти гулять? Почему? Что нужно сделать? Воспитатель подводит детей к тому, что на улице холодно, наступила поздняя осень (предзимье), нужно тепло одеваться. Уточняет название предметов одежды и последовательно рассматривает их, побуждая назвать цвет и некоторые детали ( рукава, воротник, карманы, застежка).

Обращает внимание на предметы синего цвета, просит повторить его название, показать другие предметы одежды синего цвета. Воспитатель предлагает начать одевать куклу на прогулку, спрашивает у детей, что нужно надеть сначала, и с их небольшой помощью одевает куклу, сопровождая вопросами (чтобы на прогулку нам собраться, нужно тепло одеваться, а ну-ка отвечай или за мной повторяй), заданиями, уточняя последовательность и некоторые приемы одевания.

Вопросы: Что, сначала нужно достать из шкафчика? (рейтузы, обувь). Какие у Машеньки рейтузы? (теплые, синие). Где, стоят сапоги? (на нижней полочке). Куда наденем Машеньке сапожки? (на ножки оденем теплые сапожки). Что теперь достанем из шкафчика? (кофту), а затем (шапку, курточку, шарфик и варежки). Завершив одевание, воспитатель инсценирует беседу с куклой, включая высказывания детей.

Обсуждает с ними название предметов и деталей одежды, последовательность одевания. Затем просит подобрать для Маши игрушки на прогулку. Обращает внимание детей на то, что у Маши синяя курточка, синие рейтузы, и просит найти для нее синие игрушки.

 

2. Конспект

Речевое развитие «Что наденем на прогулку»

Цель: Помочь запомнить последовательность одевания. Побуждать использовать в речи названия предметов одежды. Упражнять в правильном использовании глагола «надевать» в настоящем и прошедшем времени. Учить произносить фразы с разной силой голоса.

Оборудование демонстрационное: 2 куклы, осенняя одежда для куклы.

 

Ход занятия.

Воспитатель приносит куклу Аню в летней одежде, предлагает взять ее с собой на прогулку. Вопросы: Можно ли кукле в такой одежде идти гулять, она не замерзнет? На улице сейчас холодно? (Да, наступила осень, стало холодно). Что нужно сделать, чтобы взять куклу гулять? (Одеть, чтобы она не простудилась и не заболела). Что сначала делаем? Воспитатель проговаривает с детьми последовательность их одевания: надеть колготки, носочки, штанишки, обуть ботинки, надеть и застегнуть кофточку, надеть и завязать шапку, надеть и застегнуть куртку и варежки.

Куклу Аню мы собрали с вами. А теперь задания: ( имя ребенка) надень кукле Вале рейтузы и т.д. Воспитатель спрашивает детей, что сначала надевали на куклу Аню и что надели  на куклу Валю? Воспитатель активизирует использование глаголов: надевает, надевала, надевали. Педагог индивидуально предлагает детям позвать куклу Валю гулять сначала тихо, потом громко: «Валя , пойдем гулять!». Затем предлагает идти одеваться на прогулку и не забыть последовательность одевания.

 

3. Конспект. Речевое развитие «Одежда для куклы»

Цель: способствовать развитию умений говорить предложениями из 2-3 слов (учить говорить предложениями).

Задачи:

  • дать понятие обобщающего слова «одежда», закрепить название одежды;
  • способствовать умению отвечать на поставленные вопросы;
  • закрепление основных цветов;
  • уточнить представление детей о зиме, зимней одежде

 Оборудование: кукла, бумажная кукла и одежда на магнитах, бумажные полотенца, ящик, мольберты.

Ход занятия.

Кто-то в дверь стучит, вы слышите? Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам в гости. Это кукла Катя. Катя очень замерзла. А почему Катя очень замерзла? (холодно на улице)

– Дети, какое сейчас время года, что на улице стало холодно? (осень).

– А как мы узнали, что зима? (дождь, листочки опали, холодно).

– А какого цвета небо? (серое) – А как мы одеваемся осень? (тепло).

– Почему нужно тепло одеваться осень? (чтобы не замерзнуть) – Молодцы дети! Все правильно сказали.

– А вы любите гулять? Пойдем с Катей гулять? Но что нужно сначала сделать нам? (одеть Катю) – Давайте, мы нашу гостью научим, как нужно одеваться на улицу.

– Что мы будем одевать? – Куда мы будем одевать шапку? (голову), куртку? (на тело), сапоги? (на ноги), варежки? (на руки) – Молодцы! Все верно. Нашу Катю мы одели. Теперь можно одеться и самим.

Игра-массаж «Собираемся в путь»

С помощью имитации надеваем брюки, носки (легкое поглаживание ног); надеваем кофты (поглаживание рук, живота); надеваем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена); надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); застегиваем пуговицы на пуховиках (точечные движения от шеи до живота), завязываем шарфы.

– Ну, что ж отправляемся в путь. Звучит музыка.

– Поскачем как лошадки (цок-цок-цок), (дети цокуют язычком и передвигаются друг за другом).

– Посмотрите, кого мы встретили? (ребята), (на мольбертах висят бумажные куклы)

– Это подружки нашей куклы.

– А что с ними? (детки раздетые).

– Что нам нужно сделать? (одеть).

Проходим к столу с бумажной одеждой.

– Что на столе у нас лежит? (дети перечисляют одежду, рассматривают).

Дидактическая игра «Одень куклу» (вспомнить цвета)

Вам нужно сейчас одеть девочек. Берете шапочку и одеваете и т.д. (показать первое действие им) – Ребяток мы одели, им теперь тепло.

Рефлексия.

– Дети, смотрите, наша Катенька улыбается. Ей понравилось с нами. Спасибо нам говорит! А вам понравилось? А что понравилось? Чему мы научили Катю? (одеваться). Что нужно надеть на себя, чтобы не замерзнуть? Как все вещи можно назвать одним словом? (одежда). Катенька дарит вам раскраски с нарисованной одеждой, которые нужно раскрасить. Пойдемте за столы.

 

4. Конспект

Рисование «Кофточка»

Программное содержание: упражнять в различении и назывании цветов, части одежды (воротник, рукава, манжеты, резинка, застежка – пуговицы, карманы ). Учить детей закрашивать кистью небольшую поверхность, прививать аккуратность. Упражнять в проведении прямых линий, без отрыва всем ворсом кисти, дорисовывать недостающие элементы (пуговицы) нетрадиционное рисование ватной палочкой, оставлять отпечаток, круглой формы, маленького размера.

Оборудование демонстрационное: картинка кофточки с пуговицами.

Раздаточный материал: половинка альбомного листа с нарисованной кофточкой (разного цвета), краски акварельные, кисть мягкая, тонкая,  ватные палочки, баночки с водой клеенка, салфетка.

Ход занятия 1 часть. Воспитатель показывает картинку с нарисованной кофточкой, задает вопросы детям: (Что нарисовано на картинке, какого цвета?  Ответы детей (кофточка, красного цвета). Воспитатель предлагает детям назвать части одежды, показывает на определенную часть и задает вопрос. Как называется, это часть? Хвалит ребят за ответы. Воспитатель напевает детям песенку. (Чтобы на прогулку нам собраться, нужно тепло одеваться. А ну-ка, скорее вспоминай, по порядку,  правильно  все одевай.) Воспитатель предлагает вспомнить последовательность, что, зачем одевать. Дети отвечают, воспитатель хвалит детей. А у меня есть еще один стишок про ежонка, послушайте его. 

2 часть. Воспитатель говорит , ну, а теперь детвора порисовать пришла пора. Педагог предлагает детям раскрасить (воротник, манжеты, резинку) и дорисовать на кофточке планочку с пуговицами, начинает показ и сопроводительный рассказ. (Кисточку возьму, в водичку окуну, краску нужного цвета наберу). Воспитатель напоминает, как правильно держать и промывать кисть. Рассказывает и показывает, что пуговицы на кофточке будем рисовать ватной палочкой. Предлагает приступить к выполнению работы, дети выбирают цвет своей кофточки по желанию. Педагог помогает детям (малышам возраст которых, меньше двух лет).

3 часть. По окончанию работы  педагог спрашивает детей, что мы сегодня рисовали (ответы детей),педагог выражает просьбу: покажи свою  кофточку и назови цвет. Воспитатель хвалит малышей,  оформляет выставку творческих работ.

 

5. Конспект

Лепка «Платьице в горошек»

Цель: Закрепить умения различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Учить лепить круглые предметы, отщипывая и раскатывая пластилин круговыми движениями между ладонями. Готовые шарики наносить на поверхность заготовки (платья) слегка сплющивая. Развивать ориентировку.

 

Оборудование демонстрационное: иллюстрация с изображением платья в горох.

Раздаточный материал: картон белого цвета (размер: половина листа), на нем нарисована платье с кружочками, на котором дети будут располагать маленькие кусочки пластилина в виде горошин. Пластилин небольшие кусочки разного цвета (желтый, красный, синий, зелёный), дощечки для лепки.

 

Ход занятия

1 часть. Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением платья в горох. Читает стихотворение «Бабушкины руки» Это чья рубашка? Синие горошины.

Объясняет детям, что это узор на платье в виде горошин, так платьице выглядит нарядным. Педагог предлагает украсить платьице разноцветными горошинами и подарить его маме.

2 часть. Педагог рассказывает и показывает выполнение творческого задания. Воспитатель привлекает внимание детей к готовому образцу, объясняет, что нужно взять кусочек пластилина, размять его руками, познакомить с его свойствами (становиться пластичным), затем от пластилина нужно отщипывать маленькие кусочки, делать из них шарики (катаем, катаем шарик получаем, платьице украшаем) раскатывая между пальцами, и прикреплять к картонной заготовке в то место, где нарисованы кружочки. Воспитатель раздает детям основу с нарисованной картинкой и просит приступить к работе. Во время занятия воспитатель следит за выполнением и оказывает помощь детям.

3 часть. По окончанию занятия воспитатель говорит детям спасибо за нарядные платьица , хвалит за хорошую работу и подарок для мамы.

 

6. Конспект

Цель: познакомить с народной игрушкой, ее характером, цветовым оформлением. Упражнять в умении самостоятельно открывать и закрывать трехместную матрешку, действуя при этом двумя руками одновременно. Закреплять умение различать верхнюю, нижнюю, переднюю и заднюю часть матрешки. Закрепить умение подбирать две половинки предмета по величине. Закрепить умение активно разговаривать, употребляя в речи слова: большая матрешка, поменьше маленькая матрешка.

Оборудование демонстрационное: большая трехместная матрешка, фонограмма русской народной мелодии; раздаточный материал: трехместная матрешка, кубики, кирпичики.

 

Консультация для родителей «Как научить детей одеваться самостоятельно»

Когда настает пора отдать ребенка в детский сад, умение малыша одеваться самостоятельно является одним из непременных условий приема ребенка в это дошкольное учреждение. Если раньше Вы могли позволить себе провести лишний час, одевая малыша, то утренние сборы в садик похожи на настоящий марафон: разбудить, умыть, покормить, одеть, обуть. И при этом еще успеть собраться на работу. Поэтому важно научить ребенка одеваться самому. Но как это сделать?

Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и, если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если Вашему крохе 2-3 годика, обратите внимание на несколько рекомендаций детских психологов.

Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.
Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то попробуйте немного подтолкнуть его, например, одевая ему носочки или штанишки не до конца и предлагая ребенку закончить одевание самому.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания препятствует сама конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть многочисленные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс одевания. Поэтому на первое время было бы уместнее покупать ребенку вещи с крупными удобными застежками.

Существуют специальные развивающие игры-шнуровки или просто любые игрушки, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры, ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой. Девочки свои первые навыки одевания могут освоить на куклах с их кукольными одежками. Можно поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему научиться одеваться. Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша – паровозиками.

Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели». Примеру взрослых дети с удовольствием подражают. Попробуйте устроить соревнования «наперегонки»: кто быстрее оденется.

Подсказывайте ребенку, что зачем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором поместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы ребенок не перепутал где «перед», а где «спинка» одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.

Как научить ребенка застегивать пуговицы. Когда вы придете записывать малыша в детский садик, у вас обязательно спросят, умеет ли он самостоятельно кушать, ходить на горшок и одеваться. Обычно молодые мамы, находясь в отпуске по уходу за ребенком, не придают этим вопросам значения и достаточно поздно встают перед решением данных проблем – прямо в канун начала «самостоятельной» жизни ребенка в яслях.

Вообще, врачи-педиатры считают, что в идеале ребенок к трем годам (моменту поступления в детский сад) должен обучиться справляться с пуговицами, молниями, кнопками и прочими застежками. Многие мамы расценивают это мнение как очень строгое руководство к действию и начинают насильно учить малыша самостоятельно одеваться. Это не совсем правильно, ведь каждый ребенок развивается по своим собственным биологическим часам: один начинает рано говорить, а другой быстро встает на ножки.

Так и с развитием мелкой моторики пальцев рук – кому-то дается просто, а с кем-то придется набраться терпения. Для начала предупредим: учить детей младше 1,5 лет застегивать пуговицы бесполезно. Каким бы он не был вундеркиндом, в этом возрасте у ребенка еще не сформировались суставы запястья и ему физически тяжело будет это выполнить. А вот у малышей двух-двух с половиной лет координация рук уже лучше, и, значит, они лучше подвержены обучению. Помимо того, что у детей этого возраста лучше развит большой палец, они уже могут воспринимать ситуацию осмысленно. Для них пуговица – не странная игрушка, а важная деталь одежды.

Оптимальный возраст ребенка для знакомства с пуговицами – 2-2,5 года. В 3-4 года он уже привыкает к тому, что взрослые обслуживают все его потребности (одевают, кормят, купают, носят на руках), что любую вашу просьбу сделать что-то самому, ребенок воспринимает с непониманием и, возможно, обидой. Усвойте это и донесите до бабушек и дедушек, которые всегда стремятся облегчить жизнь внукам и одевать их или кормить с ложечки.

Далее мы расскажем о нескольких способах, как можно научить ребенка застегивать пуговки на одежде.

Способ 1. Открытие. Конечно, ребенку проще дается расстегивание пуговиц, чем их застегивание. Знакомство малыша с пуговицей, как правило, с того и начинается: он играет с ней, теребит, а потом ненароком расстегивает. Это открытие ему будет интересно повторять из раза в раз, и задача мамы – наглядно продемонстрировать ребенку и процесс застегивания пуговицы. Постепенно ребенок станет копировать ваши действия и будет пытаться застегнуть пуговицу. Учтите тот факт, что малышу проще будет расстегивать и застегивать пуговицы на ком-то другом. Не рекомендуется запрещать малышу трогать застежки на одежде родителей. Если вы опасаетесь, что хлипко пришитые пуговицы не выдержат, лучше сменить свою рубашку. Постарайтесь надеть одежду с яркими интересными пуговицами. Важно, чтобы они были достаточно большие, ведь мелкие пуговки бывает очень сложно застегнуть даже взрослому.

Натренировавшись на вас или кукле, пусть попытается одеть себя. Начинать застегивать лучше с нижней пуговки – это удобнее. Если у малыша пока плохо получается, незаметно застегните пуговку, как будто это сделал он, и непременно похвалите его.

Способ 2. Подражание. Очень важную роль в развитии ребенка играет его желание подражать. Иногда родители недооценивают то, насколько внимательно их малыш наблюдает за ними и позже удивляются, откуда у ребенка появляются те или иные манеры, интонации. Потому показывайте ему на себе, как застегиваются и расстегиваются пуговицы. Со временем он начнет за вами повторять. Надо заметить еще и том факт, что некоторые дети любят подражать, к примеру, старшим сестре или брату (или другим близким родственникам) и им интереснее примерять их одежду. Не препятствуйте малышу в этом, можете даже попросить того же старшего брата показать, как нужно застегиваться.

Способ 3. Для тяжелых случаев. Есть малыши с характером, которым совершенно неинтересно заниматься какими-то пуговицами, ведь вокруг есть дела и игрушки по важнее. К этому же разряду можно отнести детей, которые не любят одеваться, предпочитая разгуливать дома в минимуме одежды. Как бы ни пытались родители мягко объяснить своим чадам необходимость быть одетыми, у них ничего не получается. Эту ситуацию сложно решить бесконфликтно и без принуждения, но рекомендуется постараться вести себя по отношению к ребенку с максимальным терпением. Часто ребенок не хочет учиться застегивать пуговицы и одеваться самостоятельно, потому что не видит в этом необходимости. Если это всегда делает мама, зачем нужно учиться самому? Очевидно, самое действенное, что можно сделать в этой ситуации – предоставить малышу самостоятельность.

Конечно, не стоит полностью самоустраняться, выдавая ребенку стопку одежды и говорить: «Одевайся».

Первое время ему потребуется ваша помощь, а вам – терпение. Важно не только подготовиться к тому, что обучение займет время, но и рассчитать силу психологического давления на ребенка, то есть где можно проявить настойчивость и заставить кроху что-то сделать, а когда лучше вести себя.

по мягче. Помните, что проявление твердости в некоторых вопросах, позволит вырасти вашему ребенку неизбалованным и понимающим.

Способ 4. Не игрушки. Бывает и такое, что ребенок отказывается учиться застегивать пуговицы в ходе игры. Действительно, если малышу не удается справиться с застежкой и процесс вызывает у него раздражение, он потеряет желание пользоваться такой игрушкой. В этой ситуации можно пойти на хитрость. Попросите ребенка помочь вам, наденьте рубашку с достаточно крупными пуговицами и скажите, что у вас не получается застегнуть ее. Якобы пуговки слишком маленькие для ваших взрослых рук, а его маленькие ладошки хорошо справятся.

На обучение застегиванию пуговиц необходимо отвести достаточно времени. Не нужно непосредственно перед выходом из дома в спешке учить ребенка одеваться, это может обернуться стрессом. Выберите время для того, чтобы неторопливо одеться, спокойно рассказать и показать (возможно, не один раз) весь процесс и подождать, пока пыхтение малыша над пуговками обернется успехом. При поступлении в детский сад для совсем маленьких лучше выбирать простую одежду: футболки без застежек, штаны на резинке. Когда же ваш малыш обучится премудростям застежек, можно одевать его во что угодно. И не нужно будет переживать.