Бадина Марина Анатольевна
Воспитатель, МБОУ "Начальная школа - детский сад №2", г. Сергиев Посад, Московская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Бадина М.А. Проект по формированию представлений об одежде «Кофты, брюки и футболки – вся одежда на полке» в первой младшей группе // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 788282
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя 09.11.20 г. – 13.11.20 г.)
Тип проекта: познавательно-творческий, игровой
Участники проекта: воспитатель, воспитанники, родители воспитанников.
Возраст детей: 2-3 года.
Актуальность
Для малышей в возрасте (2-3 года) типичен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Поэтому необходима целенаправленная систематическая работа по ознакомлению детей с предметным окружением. Создания проекта об одежде «Кофты, брюки и футболки – вся одежда на полке», поможет сформировать представления об одежде, о назначении, цветах вещей, ее гендерной принадлежности (одежда для мальчиков и девочек), деталях: воротник, застежка, карманы, капюшон, рукава.
Цель: создание условий для развития познавательных интересов и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи:
Этапы проектной деятельности
1. Подготовительный этап
Задача педагога:
Задача родителей:
2. Практическая деятельность:
3. Заключительный этап
Презентация материалов проекта
Оформление творческой выставки
Подведение итогов проекта.
4. Ожидаемый результат
Дети:
Педагог:
Родители:
1. Этап – подготовительный
Для воспитателя: создание условий для успешной познавательной деятельности детей – «Кофты, брюки и футболки – вся одежда на полке» подбор наглядно-демонстрационного материала серия картинок «Одежда», художественную литературу для чтения, материал для изобразительной деятельности, игр.
Для родителей: заинтересовать, принять участия в проектной деятельности, изготовить одежду для кукол. Консультация «Как научить детей одеваться самостоятельно».
2. Этап основной
Познавательный, художественно-эстетический и физический .
1. Познавательное развитие «Как одета кукла Маша?»
Цель: Уточнить представления об одежде, о назначении, цветах вещей. Учить запоминать последовательность одевания. Учить различать и называть цвета. Познакомить с народной игрушкой, ее характером, цветовым оформлением.
2. Речевое развитие «Что наденем на прогулку»
Цель: Помочь запомнить последовательность одевания. Побуждать использовать в речи названия предметов одежды. Упражнять в правильном использовании глагола «надевать» в настоящем и прошедшем времени. Учить произносить фразы с разной силой голоса.
3. Речевое развитие «Одежда для куклы»
Цель: способствовать развитию умений говорить предложениями из 2-3 слов (учить говорить предложениями)
4. Д/и: «Собери картинку»
Задачи: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности по теме проекта.
Дидактический материал: карточки с изображением одежды и головных уборов, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, части (в соответствии со способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал. Например: платье зелёного цвета, красная шапка и т.д.
Дидактическая игра «Загадочные пуговки»
Задачи: Развивать мелкую моторику рук посредством работы с пуговицами, формировать умение расстёгивать и застёгивать пуговицы, формировать умение называть предметы одежды, закреплять знание цветов. Игровой материал: макеты предметов одежды с застёжками-пуговками.
Дидактическая игра «Вставь в нужную ячейку предмет одежды»
Задачи: Развивать мелкую моторику рук, формировать умение вставлять предмет в нужное место, упражнять в назывании предмета одежды.
Дидактическая игра «Одень семью Мишек»
Задачи: развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память, ориентировку, формировать умение называть предметы одежды.
5. Чтение: Русская народная потешка «Наша Маша маленькая» (заучивание); «Где мой пальчик?», В.Берестов «Мама сшили платье дочке», «Вова-растеряшка», З. Александрова «Мой мишка»
6. Лепка «Платьице в горошек»
Цель: Закрепить умения различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Учить лепить круглые предметы, отщипывая и раскатывая пластилин круговыми движениями между ладонями. Готовые шарики наносить на поверхность заготовки (платья) слегка сплющивая. Развивать ориентировку.
7. Рисование «Кофточка»
Программное содержание: Упражнять в различении и назывании цветов, части одежды (воротник, рукава, манжеты, резинка, застежка – пуговицы, карманы). Учить детей закрашивать кистью небольшую поверхность, прививать аккуратность. Упражнять в проведении прямых линий, без отрыва всем ворсом кисти, дорисовывать недостающие элементы (пуговицы) нетрадиционное рисование ватной палочкой, оставлять отпечаток, круглой формы, маленького размера.
8. Подвижная игра: «Мы на пухлые ручонки»
Задачи: развитие мелкой моторики рук, закрепление знаний детей о предметах одежды.
Мы на пухлые ручонки, («фонарики»)
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова: (выставляем по очереди руки вперед)
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки (имитируем застёгивание пуговиц)
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.
На мою малышку (поглаживаем ноги)
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два! (выставляем ножки)
А теперь на ножки – (постукиваем по коленочкам)
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два! (выставляем ножки)
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова? (поглаживаем голову)
Вот и шапочка – раз, два!
Подвижная игра «Шапочки»
В шапочках желтых мы стали цыплята, В шапочках белых мы стали зайчата, В шапочках красных мы стали грибочки, В шапочках черных – черника на кочках, В шапочках синих дождинками стали И по дорожкам легко поскакали. |
(Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.) (Показывает заячьи ушки) (Соединяет руки над головой.) (Присаживается на корточки.) (Встает, ставит руки на пояс). (Прыгает вперед на двух ногах). |
9. Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Я надену сапоги, Курточку и шапку.(Показываем на ноги, туловище, голову.) И на руку каждую Натяну перчатку. (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.) (Смена рук) |
10. Сюжетно-ролевая игра: «Оденем куклу на прогулку»
Подобрать атрибуты для игры (кукла, одежда, коляска), главную роль (мамы) берет на себя воспитатель.
«Учим куклу Машу раздеваться»
Закрепить в игре с детьми полученные знания о последовательности одевания и раздевания. Атрибуты: кукла в одежде, выбрать место для игры, ведущая роль у воспитателя.
11. Конструктивно-модельная деятельность «Соберем матрешку»
Цель: познакомить с народной игрушкой, ее характером, цветовым оформлением. Упражнять в умении самостоятельно открывать и закрывать трехместную матрешку, действуя при этом двумя руками одновременно. Закреплять умение различать верхнюю, нижнюю, переднюю и заднюю часть матрешки. Закрепить умение подбирать две половинки предмета по величине. Закрепить умение активно разговаривать, употребляя в речи слова: большая матрешка, поменьше маленькая матрешка.
3. Этап заключительный
Презентация проекта
Дети: творческие работы по лепке и рисованию.
Методическая копилка: одежда для кукол (рукоделье родителей)
Итог: положительные результаты данного проекта.
1. Конспект
Познавательное развитие «Как одета кукла Маша?»
Цель: Уточнить представления об одежде, о назначении, цветах вещей. Учить запоминать последовательность одевания. Учить различать и называть цвета. Познакомить с народной игрушкой, ее характером, цветовым оформлением.
Оборудование демонстрационное: кукла, одежда для куклы, шкаф для одежды; иллюстрация Ю. Васнецова к потешке «Наша Маша маленькая»; раздаточное: игрушки синего цвета.
Ход занятия.
Воспитатель показывает иллюстрацию, читает потешку (короткий вариант): педагог просит полюбоваться Машей на картинке, показать ее курточку.
Вопросы: У нас в группе есть кукла Маша? Хотите взять ее с собой на прогулку? Можно ли ей сейчас идти гулять? Почему? Что нужно сделать? Воспитатель подводит детей к тому, что на улице холодно, наступила поздняя осень (предзимье), нужно тепло одеваться. Уточняет название предметов одежды и последовательно рассматривает их, побуждая назвать цвет и некоторые детали ( рукава, воротник, карманы, застежка).
Обращает внимание на предметы синего цвета, просит повторить его название, показать другие предметы одежды синего цвета. Воспитатель предлагает начать одевать куклу на прогулку, спрашивает у детей, что нужно надеть сначала, и с их небольшой помощью одевает куклу, сопровождая вопросами (чтобы на прогулку нам собраться, нужно тепло одеваться, а ну-ка отвечай или за мной повторяй), заданиями, уточняя последовательность и некоторые приемы одевания.
Вопросы: Что, сначала нужно достать из шкафчика? (рейтузы, обувь). Какие у Машеньки рейтузы? (теплые, синие). Где, стоят сапоги? (на нижней полочке). Куда наденем Машеньке сапожки? (на ножки оденем теплые сапожки). Что теперь достанем из шкафчика? (кофту), а затем (шапку, курточку, шарфик и варежки). Завершив одевание, воспитатель инсценирует беседу с куклой, включая высказывания детей.
Обсуждает с ними название предметов и деталей одежды, последовательность одевания. Затем просит подобрать для Маши игрушки на прогулку. Обращает внимание детей на то, что у Маши синяя курточка, синие рейтузы, и просит найти для нее синие игрушки.
2. Конспект
Речевое развитие «Что наденем на прогулку»
Цель: Помочь запомнить последовательность одевания. Побуждать использовать в речи названия предметов одежды. Упражнять в правильном использовании глагола «надевать» в настоящем и прошедшем времени. Учить произносить фразы с разной силой голоса.
Оборудование демонстрационное: 2 куклы, осенняя одежда для куклы.
Ход занятия.
Воспитатель приносит куклу Аню в летней одежде, предлагает взять ее с собой на прогулку. Вопросы: Можно ли кукле в такой одежде идти гулять, она не замерзнет? На улице сейчас холодно? (Да, наступила осень, стало холодно). Что нужно сделать, чтобы взять куклу гулять? (Одеть, чтобы она не простудилась и не заболела). Что сначала делаем? Воспитатель проговаривает с детьми последовательность их одевания: надеть колготки, носочки, штанишки, обуть ботинки, надеть и застегнуть кофточку, надеть и завязать шапку, надеть и застегнуть куртку и варежки.
Куклу Аню мы собрали с вами. А теперь задания: ( имя ребенка) надень кукле Вале рейтузы и т.д. Воспитатель спрашивает детей, что сначала надевали на куклу Аню и что надели на куклу Валю? Воспитатель активизирует использование глаголов: надевает, надевала, надевали. Педагог индивидуально предлагает детям позвать куклу Валю гулять сначала тихо, потом громко: «Валя , пойдем гулять!». Затем предлагает идти одеваться на прогулку и не забыть последовательность одевания.
3. Конспект. Речевое развитие «Одежда для куклы»
Цель: способствовать развитию умений говорить предложениями из 2-3 слов (учить говорить предложениями).
Задачи:
Оборудование: кукла, бумажная кукла и одежда на магнитах, бумажные полотенца, ящик, мольберты.
Ход занятия.
Кто-то в дверь стучит, вы слышите? Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам в гости. Это кукла Катя. Катя очень замерзла. А почему Катя очень замерзла? (холодно на улице)
– Дети, какое сейчас время года, что на улице стало холодно? (осень).
– А как мы узнали, что зима? (дождь, листочки опали, холодно).
– А какого цвета небо? (серое) – А как мы одеваемся осень? (тепло).
– Почему нужно тепло одеваться осень? (чтобы не замерзнуть) – Молодцы дети! Все правильно сказали.
– А вы любите гулять? Пойдем с Катей гулять? Но что нужно сначала сделать нам? (одеть Катю) – Давайте, мы нашу гостью научим, как нужно одеваться на улицу.
– Что мы будем одевать? – Куда мы будем одевать шапку? (голову), куртку? (на тело), сапоги? (на ноги), варежки? (на руки) – Молодцы! Все верно. Нашу Катю мы одели. Теперь можно одеться и самим.
Игра-массаж «Собираемся в путь»
С помощью имитации надеваем брюки, носки (легкое поглаживание ног); надеваем кофты (поглаживание рук, живота); надеваем валенки (поглаживание ног от пальцев до колена); надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); застегиваем пуговицы на пуховиках (точечные движения от шеи до живота), завязываем шарфы.
– Ну, что ж отправляемся в путь. Звучит музыка.
– Поскачем как лошадки (цок-цок-цок), (дети цокуют язычком и передвигаются друг за другом).
– Посмотрите, кого мы встретили? (ребята), (на мольбертах висят бумажные куклы)
– Это подружки нашей куклы.
– А что с ними? (детки раздетые).
– Что нам нужно сделать? (одеть).
Проходим к столу с бумажной одеждой.
– Что на столе у нас лежит? (дети перечисляют одежду, рассматривают).
Дидактическая игра «Одень куклу» (вспомнить цвета)
Вам нужно сейчас одеть девочек. Берете шапочку и одеваете и т.д. (показать первое действие им) – Ребяток мы одели, им теперь тепло.
Рефлексия.
– Дети, смотрите, наша Катенька улыбается. Ей понравилось с нами. Спасибо нам говорит! А вам понравилось? А что понравилось? Чему мы научили Катю? (одеваться). Что нужно надеть на себя, чтобы не замерзнуть? Как все вещи можно назвать одним словом? (одежда). Катенька дарит вам раскраски с нарисованной одеждой, которые нужно раскрасить. Пойдемте за столы.
4. Конспект
Рисование «Кофточка»
Программное содержание: упражнять в различении и назывании цветов, части одежды (воротник, рукава, манжеты, резинка, застежка – пуговицы, карманы ). Учить детей закрашивать кистью небольшую поверхность, прививать аккуратность. Упражнять в проведении прямых линий, без отрыва всем ворсом кисти, дорисовывать недостающие элементы (пуговицы) нетрадиционное рисование ватной палочкой, оставлять отпечаток, круглой формы, маленького размера.
Оборудование демонстрационное: картинка кофточки с пуговицами.
Раздаточный материал: половинка альбомного листа с нарисованной кофточкой (разного цвета), краски акварельные, кисть мягкая, тонкая, ватные палочки, баночки с водой клеенка, салфетка.
Ход занятия 1 часть. Воспитатель показывает картинку с нарисованной кофточкой, задает вопросы детям: (Что нарисовано на картинке, какого цвета? Ответы детей (кофточка, красного цвета). Воспитатель предлагает детям назвать части одежды, показывает на определенную часть и задает вопрос. Как называется, это часть? Хвалит ребят за ответы. Воспитатель напевает детям песенку. (Чтобы на прогулку нам собраться, нужно тепло одеваться. А ну-ка, скорее вспоминай, по порядку, правильно все одевай.) Воспитатель предлагает вспомнить последовательность, что, зачем одевать. Дети отвечают, воспитатель хвалит детей. А у меня есть еще один стишок про ежонка, послушайте его.
2 часть. Воспитатель говорит , ну, а теперь детвора порисовать пришла пора. Педагог предлагает детям раскрасить (воротник, манжеты, резинку) и дорисовать на кофточке планочку с пуговицами, начинает показ и сопроводительный рассказ. (Кисточку возьму, в водичку окуну, краску нужного цвета наберу). Воспитатель напоминает, как правильно держать и промывать кисть. Рассказывает и показывает, что пуговицы на кофточке будем рисовать ватной палочкой. Предлагает приступить к выполнению работы, дети выбирают цвет своей кофточки по желанию. Педагог помогает детям (малышам возраст которых, меньше двух лет).
3 часть. По окончанию работы педагог спрашивает детей, что мы сегодня рисовали (ответы детей),педагог выражает просьбу: покажи свою кофточку и назови цвет. Воспитатель хвалит малышей, оформляет выставку творческих работ.
5. Конспект
Лепка «Платьице в горошек»
Цель: Закрепить умения различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Учить лепить круглые предметы, отщипывая и раскатывая пластилин круговыми движениями между ладонями. Готовые шарики наносить на поверхность заготовки (платья) слегка сплющивая. Развивать ориентировку.
Оборудование демонстрационное: иллюстрация с изображением платья в горох.
Раздаточный материал: картон белого цвета (размер: половина листа), на нем нарисована платье с кружочками, на котором дети будут располагать маленькие кусочки пластилина в виде горошин. Пластилин небольшие кусочки разного цвета (желтый, красный, синий, зелёный), дощечки для лепки.
Ход занятия
1 часть. Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением платья в горох. Читает стихотворение «Бабушкины руки» Это чья рубашка? Синие горошины.
Объясняет детям, что это узор на платье в виде горошин, так платьице выглядит нарядным. Педагог предлагает украсить платьице разноцветными горошинами и подарить его маме.
2 часть. Педагог рассказывает и показывает выполнение творческого задания. Воспитатель привлекает внимание детей к готовому образцу, объясняет, что нужно взять кусочек пластилина, размять его руками, познакомить с его свойствами (становиться пластичным), затем от пластилина нужно отщипывать маленькие кусочки, делать из них шарики (катаем, катаем шарик получаем, платьице украшаем) раскатывая между пальцами, и прикреплять к картонной заготовке в то место, где нарисованы кружочки. Воспитатель раздает детям основу с нарисованной картинкой и просит приступить к работе. Во время занятия воспитатель следит за выполнением и оказывает помощь детям.
3 часть. По окончанию занятия воспитатель говорит детям спасибо за нарядные платьица , хвалит за хорошую работу и подарок для мамы.
6. Конспект
Цель: познакомить с народной игрушкой, ее характером, цветовым оформлением. Упражнять в умении самостоятельно открывать и закрывать трехместную матрешку, действуя при этом двумя руками одновременно. Закреплять умение различать верхнюю, нижнюю, переднюю и заднюю часть матрешки. Закрепить умение подбирать две половинки предмета по величине. Закрепить умение активно разговаривать, употребляя в речи слова: большая матрешка, поменьше маленькая матрешка.
Оборудование демонстрационное: большая трехместная матрешка, фонограмма русской народной мелодии; раздаточный материал: трехместная матрешка, кубики, кирпичики.
Консультация для родителей «Как научить детей одеваться самостоятельно»
Когда настает пора отдать ребенка в детский сад, умение малыша одеваться самостоятельно является одним из непременных условий приема ребенка в это дошкольное учреждение. Если раньше Вы могли позволить себе провести лишний час, одевая малыша, то утренние сборы в садик похожи на настоящий марафон: разбудить, умыть, покормить, одеть, обуть. И при этом еще успеть собраться на работу. Поэтому важно научить ребенка одеваться самому. Но как это сделать?
Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и, если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если Вашему крохе 2-3 годика, обратите внимание на несколько рекомендаций детских психологов.
Нельзя подавлять инициативу ребенка. Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же, чтобы он одевался только сам. Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и, чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка, не давая ему одеться самостоятельно. В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом.
Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то попробуйте немного подтолкнуть его, например, одевая ему носочки или штанишки не до конца и предлагая ребенку закончить одевание самому.
Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания препятствует сама конструкция одежды ребенка. Если на вещах малыша есть многочисленные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс одевания. Поэтому на первое время было бы уместнее покупать ребенку вещи с крупными удобными застежками.
Существуют специальные развивающие игры-шнуровки или просто любые игрушки, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры, ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой. Девочки свои первые навыки одевания могут освоить на куклах с их кукольными одежками. Можно поиграть с ребенком в разные игры, которые помогут ему научиться одеваться. Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша – паровозиками.
Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели». Примеру взрослых дети с удовольствием подражают. Попробуйте устроить соревнования «наперегонки»: кто быстрее оденется.
Подсказывайте ребенку, что зачем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором поместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить. Кроме того, чтобы ребенок не перепутал где «перед», а где «спинка» одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.
Как научить ребенка застегивать пуговицы. Когда вы придете записывать малыша в детский садик, у вас обязательно спросят, умеет ли он самостоятельно кушать, ходить на горшок и одеваться. Обычно молодые мамы, находясь в отпуске по уходу за ребенком, не придают этим вопросам значения и достаточно поздно встают перед решением данных проблем – прямо в канун начала «самостоятельной» жизни ребенка в яслях.
Вообще, врачи-педиатры считают, что в идеале ребенок к трем годам (моменту поступления в детский сад) должен обучиться справляться с пуговицами, молниями, кнопками и прочими застежками. Многие мамы расценивают это мнение как очень строгое руководство к действию и начинают насильно учить малыша самостоятельно одеваться. Это не совсем правильно, ведь каждый ребенок развивается по своим собственным биологическим часам: один начинает рано говорить, а другой быстро встает на ножки.
Так и с развитием мелкой моторики пальцев рук – кому-то дается просто, а с кем-то придется набраться терпения. Для начала предупредим: учить детей младше 1,5 лет застегивать пуговицы бесполезно. Каким бы он не был вундеркиндом, в этом возрасте у ребенка еще не сформировались суставы запястья и ему физически тяжело будет это выполнить. А вот у малышей двух-двух с половиной лет координация рук уже лучше, и, значит, они лучше подвержены обучению. Помимо того, что у детей этого возраста лучше развит большой палец, они уже могут воспринимать ситуацию осмысленно. Для них пуговица – не странная игрушка, а важная деталь одежды.
Оптимальный возраст ребенка для знакомства с пуговицами – 2-2,5 года. В 3-4 года он уже привыкает к тому, что взрослые обслуживают все его потребности (одевают, кормят, купают, носят на руках), что любую вашу просьбу сделать что-то самому, ребенок воспринимает с непониманием и, возможно, обидой. Усвойте это и донесите до бабушек и дедушек, которые всегда стремятся облегчить жизнь внукам и одевать их или кормить с ложечки.
Далее мы расскажем о нескольких способах, как можно научить ребенка застегивать пуговки на одежде.
Способ 1. Открытие. Конечно, ребенку проще дается расстегивание пуговиц, чем их застегивание. Знакомство малыша с пуговицей, как правило, с того и начинается: он играет с ней, теребит, а потом ненароком расстегивает. Это открытие ему будет интересно повторять из раза в раз, и задача мамы – наглядно продемонстрировать ребенку и процесс застегивания пуговицы. Постепенно ребенок станет копировать ваши действия и будет пытаться застегнуть пуговицу. Учтите тот факт, что малышу проще будет расстегивать и застегивать пуговицы на ком-то другом. Не рекомендуется запрещать малышу трогать застежки на одежде родителей. Если вы опасаетесь, что хлипко пришитые пуговицы не выдержат, лучше сменить свою рубашку. Постарайтесь надеть одежду с яркими интересными пуговицами. Важно, чтобы они были достаточно большие, ведь мелкие пуговки бывает очень сложно застегнуть даже взрослому.
Натренировавшись на вас или кукле, пусть попытается одеть себя. Начинать застегивать лучше с нижней пуговки – это удобнее. Если у малыша пока плохо получается, незаметно застегните пуговку, как будто это сделал он, и непременно похвалите его.
Способ 2. Подражание. Очень важную роль в развитии ребенка играет его желание подражать. Иногда родители недооценивают то, насколько внимательно их малыш наблюдает за ними и позже удивляются, откуда у ребенка появляются те или иные манеры, интонации. Потому показывайте ему на себе, как застегиваются и расстегиваются пуговицы. Со временем он начнет за вами повторять. Надо заметить еще и том факт, что некоторые дети любят подражать, к примеру, старшим сестре или брату (или другим близким родственникам) и им интереснее примерять их одежду. Не препятствуйте малышу в этом, можете даже попросить того же старшего брата показать, как нужно застегиваться.
Способ 3. Для тяжелых случаев. Есть малыши с характером, которым совершенно неинтересно заниматься какими-то пуговицами, ведь вокруг есть дела и игрушки по важнее. К этому же разряду можно отнести детей, которые не любят одеваться, предпочитая разгуливать дома в минимуме одежды. Как бы ни пытались родители мягко объяснить своим чадам необходимость быть одетыми, у них ничего не получается. Эту ситуацию сложно решить бесконфликтно и без принуждения, но рекомендуется постараться вести себя по отношению к ребенку с максимальным терпением. Часто ребенок не хочет учиться застегивать пуговицы и одеваться самостоятельно, потому что не видит в этом необходимости. Если это всегда делает мама, зачем нужно учиться самому? Очевидно, самое действенное, что можно сделать в этой ситуации – предоставить малышу самостоятельность.
Конечно, не стоит полностью самоустраняться, выдавая ребенку стопку одежды и говорить: «Одевайся».
Первое время ему потребуется ваша помощь, а вам – терпение. Важно не только подготовиться к тому, что обучение займет время, но и рассчитать силу психологического давления на ребенка, то есть где можно проявить настойчивость и заставить кроху что-то сделать, а когда лучше вести себя.
по мягче. Помните, что проявление твердости в некоторых вопросах, позволит вырасти вашему ребенку неизбалованным и понимающим.
Способ 4. Не игрушки. Бывает и такое, что ребенок отказывается учиться застегивать пуговицы в ходе игры. Действительно, если малышу не удается справиться с застежкой и процесс вызывает у него раздражение, он потеряет желание пользоваться такой игрушкой. В этой ситуации можно пойти на хитрость. Попросите ребенка помочь вам, наденьте рубашку с достаточно крупными пуговицами и скажите, что у вас не получается застегнуть ее. Якобы пуговки слишком маленькие для ваших взрослых рук, а его маленькие ладошки хорошо справятся.
На обучение застегиванию пуговиц необходимо отвести достаточно времени. Не нужно непосредственно перед выходом из дома в спешке учить ребенка одеваться, это может обернуться стрессом. Выберите время для того, чтобы неторопливо одеться, спокойно рассказать и показать (возможно, не один раз) весь процесс и подождать, пока пыхтение малыша над пуговками обернется успехом. При поступлении в детский сад для совсем маленьких лучше выбирать простую одежду: футболки без застежек, штаны на резинке. Когда же ваш малыш обучится премудростям застежек, можно одевать его во что угодно. И не нужно будет переживать.