Шибут Елена Владимировна
Воспитатель высшей категории, МБДОУ д/с №24 "Искорки", г. Зеленогорск, Красноярский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шибут Е.В. Марафон «Мы – команда»: приобщение детей старшего дошкольного возраста к ценностям сотрудничества // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 787858
Тип практики: педагогическая.
Ключевые слова: сотрудничество, команда, социализация, успешность.
Актуальность
Каждый человек хочет быть успешным. Успешному человеку в современном мире необходимо обладать рядом новых социальных навыков: умением общаться с разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других, т.е. уметь сотрудничать.
ФГОС дошкольного образования, определяя содержание программы, реализуемой в дошкольной образовательной организации, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
Мы – взрослые, создаем условия для развития детей в эпоху полную противоречий.
В своей профессиональной практической деятельности, я отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности не умеют договариваться, соблюдать правила, при выполнении различных заданий неточно воспринимают предложенные условия, в итоге результата деятельности, как правило, не бывает. Дети теряют веру в успех, радость от взаимодействия, формируется неадекватная самооценка и т.д. Возникает вопрос: что является причиной происходящего?
На решение каких проблем направлена практика. Изучая научные педагогические труды, работы педагогов-практиков, проводя наблюдения в группе детей, мы выявили ряд противоречий естественной социализации детей:
Таким образом, проблема состоит в том, что современные дети не владеют навыками сотрудничества и не знают путей и способов овладения ими.
Описание
Цели, ключевые задачи
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков сотрудничества и способности взаимодействия в команде.
Задачи:
Предоставить детям возможность для взаимодействия в разных формах и видах деятельности, требующих организации командных действий для получения общего результата.
Развивать у детей чувство коллективизма и ответственности за другого человека.
Формировать у детей коммуникативные способности: договариваться, учитывать мнение других и аргументировать собственную точку зрения, конструктивно решать конфликты.
Организовать сетевое взаимодействие в проекте с социальными партнёрами-учреждениями дополнительного образования и культуры.
Создать условия для активного включения родителей в мероприятия проекта.
Суть педагогической практики
Суть практики заключается в том, чтобы включить детей старшего дошкольного возраста в специально организованную совместную деятельность, которая требует именно командного взаимодействия, совместного решения задач, получения общего результата. Мы предположили, что если разработать и применить комплекс интерактивных форм командного взаимодействия, то можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста навыки и способности эффективного сотрудничества, которые в дальнейшем помогут детям стать успешными в любом обществе.
Средства (методы, формы, способы) реализации практики
При реализации практики используется включение детей в различные виды детской деятельности и главное – в игру, как ведущий вид. Мы рассматриваем понятие игры как ориентации в отношениях между детьми. В игре проявляются первоначальные навыки кооперации, что отражено в трудах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Л.А. Венгера, А.П. Усовой.
Мы используем технологии развития навыков сотрудничества у дошкольников Л.С. Римашевской, «Технологии эффективной социализации детей» Н.П. Гришаевой, концепцию педагогики самоопределения А.Н. Тубельского и Д.А. Иванова.
Механизмом реализации практики является проектно-тематический подход, представленный авторами образовательной программы «Вдохновение» и образовательное событие как наиболее эффективная форма реализации образовательных задач.
Технология реализации практики заключается в следующем: на базе МБДОУ д/с № 24 организуется марафон образовательных событий для детей старшего дошкольного возраста и привлечением родителей. Принцип организации – «один месяц – одно событие». В течение месяца дети и взрослые готовятся к запланированному событию и далее совместно участвуют в нём.
Интерактивные формы взаимодействия, которые легли в основу событий – это игры на сплочение, ролевые игры, квест-игры, тимбилдинг, походы, детская журналистика – повторяются в течение всего марафона по спиральному принципу с усложнением и расширением материала, изменением темы и пространства проведения. Примерный план марафона представлен в Таблице №1.
Таблица № 1
Этап |
Содержание деятельности |
Сроки |
НАЧАЛЬНЫЙ |
||
Определение проблемы |
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. |
Октябрь |
Постановка задач. |
Формулирование задач и цели практики. |
|
Составление программы практики |
Разработка мероприятий, направленных на сплочение коллектива, разработка сценариев Подбор средств реализации. |
|
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ |
||
«Страна Играндия»
|
Игры на формирование детских объединений, сплочение детской группы |
Ноябрь |
«Королевство превращений» |
Ролевые игры «Индейские племена» |
Декабрь |
«Кулинарный тимбилдинг» |
Блюда итальянской кухни |
Январь |
Поход (совместно с тренером ЦЭКиТ) |
Зимние забавы |
Февраль |
Агентство «Журавлик» |
Выпуск стенгазеты «Поздравляем с праздником 8 марта» |
Март |
Театральный тимбилдинг |
Командная подготовка театральных пьес «Золушка», «Дюймовочка» |
Апрель |
Агентство «Журавлик» |
Видео-фильм «Звёзды зовут» |
Май |
Считаю важным раскрыть суть каждой из форм реализации. «Страна играндия» – это игровая программа, составленная из разных видов игр, направленных на формирование у детей коммуникативных навыков, внимание и эмпатию к сверстникам («Путаница», «Дракон кусает свой хвост» и другие игры). Эти игры позволяют сформировать у детей элементарные навыки совместной деятельности, способствуют формированию лидерства, учат приятию решений. В игровое событие активно включаются родители воспитанников.
Большой развивающий эффект в образовании детской команды имеет «ролевая игра». Например, любимые детские игры в «индейцев» или «пиратов», с соответствующими атрибутами, нарядами и правилами. Суть проста – дети делятся на команды, которым сообща предстоит придумать себе название и девиз (чем креативней, тем лучше), выбрать вожака, распределить другие роли и сообща решать различные задачи в течение игры (построить дом, добыть сокровища и т.д.).
«Тимбилдинг» – одна из основополагающих форм реализации проекта.
Это события игрового, развлекательного творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений. В наш проект мы включили более интересные для детей виды тимбилдинга: «верёвочный курс», «кулинарный тимбилдинг», театральный тимбилдинг».
«Верёвочный курс». Предусматривает преодоление интеллектуальных, эмоциональных и физических препятствий для улучшения навыков работы в команде и отношений внутри коллектива. Программа «Верёвочного курса» включает в себя прохождение командных упражнений и заданий личностного прорыва. Реализация программы осуществляется на территории детского сада на специально созданной спортивно-туристической тропе, а также в реальных походах.
Походы – превосходный и вечный способ сплочения детей. Даже недалекая прогулка воспринимается детьми как приключение. Задача взрослых – постараться так обставить ее, чтобы дети были максимально вовлечены в совместную работу – будь то собирание веток для костра, установка палаток или ловля рыбы. В походах к нам обязательно подключаются родители и руководитель туристической секции ЦЭКиТ.
Наши партнёры – сотрудники ЦЭКиТ взаимодействуют с нами начиная с младшей группы, а к старшему дошкольному возрасту у нас уже сложилось тесное взаимодействие с руководителем секции туризма.
«Кулинарный тимбилдинг» – основная идея заключается в том, что дети совместно готовят блюда разных стран и кухонь. Во время проведения данной программы участники узнают об особенностях приготовления различных блюд и о культуре питания, а также развиваются навыки сотрудничества и понимание командного взаимодействия для получения эффективного результата.
«Театральный тимбилдинг» – организация и постановка театрализованных представлений. Здесь у детей появляется возможность проявить себя в том виде деятельности, которую они выбирают сами, проявляя инициативу (художник-декоратор, мастер по костюмам, актёр). Представление несёт в себе большой командообразующий заряд. Театрализованная постановка – «продукт» (представление) совместной деятельности, которая требует концентрации сил каждого ребёнка. Театрализованная деятельность богата ситуациями совместного переживания, это способствует эмоциональному сплочению команды.
Как один из способов организации детей в командном подходе мы используем детскую журналистику. В группах создаётся агентство журналистов, в котором происходит совместный выпуск газет и журналов о жизни детского сада.
Завершается марафон большим событием (например, «Звёздный десант наших команд»), где задействованы все участники марафона, а также приглашаются дети, родители и воспитатели других групп.
Результаты
В результате реализации практики дети научатся:
Включаться в командное взаимодействие, самостоятельно объединяться в группы и подгруппы, планировать и реализовывать общие дела.
Брать ответственность за собственные действия, понимать свою роль в командном взаимодействии.
Договариваться, учитывать мнение других и аргументировать собственную точку зрения, самостоятельно решают конфликтные ситуации.
Кроме того будет:
На данный момент в ходе реализации практики разработаны:
Измерение результатов осуществляется с помощью наблюдений, анкетирования родителей, отслеживание достижений детей в социально-коммуникативном развитии.
Используются следующие инструменты:
Рекомендации по реализации:
Внести изменения в систему организации образовательного процесса. Более эффективно задачи практики реализуются в проектно-тематическом формате.
Создавать ситуации социального развития детей в различных видах детской деятельности, в различных формах организации, в том числе в разных видах игры. Учитывать, что ведущей игрой в старшем дошкольном возрасте является игра с правилами, которая может стать эффективным способом развития навыков сотрудничества у детей.
Изучить и использовать такую форму организации детско-взрослой деятельности, как образовательное событие.
Совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяет наполнить жизнь детей интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни.