Индивидуальный проект как форма организации самостоятельной работы студентов при изучении общеобразовательных дисциплин в системе СПО

Трушина Инна Владимировна

Преподаватель, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск, Оренбургская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Трушина И.В. Индивидуальный проект как форма организации самостоятельной работы студентов при изучении общеобразовательных дисциплин в системе СПО // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 26.04.2024).

Заказ № 791921


 

В соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования в учебных планах должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов) [2].

Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) [2].

Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта [1].

Главная цель разработки проекта заключается в формировании у студентов различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, информационно-аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Процедуру работы над индивидуальным проектом можно разбить на шесть основных этапов (табл. 1).

 

Таблица 1. Основные этапы работы над проектом, действия по реализации этапов и результаты

Подготовительный

 

  • Определение руководителя(ей) проектов;
  • поиск проблемного поля, определение проблемы;
  • выбор темы проекта;
  • выбор формы проекта

Социально значимая или практико-ориентированная проблема, отраженная в теме проекта

Поисковый

  • Уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
  • определение актуальности проблемы;
  • постановка цели, задач проекта;
  • определение объекта и предмета проекта;
  • предложение гипотезы;
  • выбор методов и технологических операций практической реализации проекта;
  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности

Алгоритм проектной деятельности, реализация которого приведет к решению проблемы

Информационно-аналитический

 

  • Получение информации;
  • переработка информации;
  • хранение информации;
  • использование информации;
  • передача информации;
  • применение методов анализа;
  • производство информационно-аналитического продукта

Информационно-аналитический продукт

Практический

 

  • Выполнение запланированных методов и технологических операций;
  • текущий контроль качества составления проекта;
  • внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта

Проект

Презентационный

  • Выбор формы презентации проекта;
  • подготовка презентационных материалов;
  • презентация проекта;
  • изучение возможностей использования результатов проекта

Презентация проекта

Контрольный

 

  • Анализ результатов выполнения проекта;
  • оценка качества выполнения проекта

Оценка проекта

 

Существует множество подходов (Гузеева В.В., Коллингс Э.У., Полат Е.С., Сиденко А.С., Хайнес С., Чечель И.Д.) к классификации проектов по различным основаниям: по характеру результата, по форме, по характеру доминирующей деятельности, по профилю знаний, по характеру координации, по уровню контактов, по продолжительности, по типу объекта проектирования.

Проекты, выполняемые обучающимися в процессе изучения общеобразовательных дисциплин на первом курсе, могут быть отнесены к одному из пяти типов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные (прикладные).

Выбор формы проекта – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной проблемы. Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта.

Приведем перечень возможных форм проектов: web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас; бизнес-план; видеофильм (клип); выставка; газета (журнал); законопроект; игра; карта; макет; модель; мультимедийный продукт; оформление кабинета; пакет рекомендаций; письмо в ...; прогноз; программа; публикация; путеводитель; словарь; справочник; сравнительно-сопоставительный анализ; статья; сценарий; учебное пособие; чертеж; экскурсия.

Для подготовки проекта могут быть использованы следующие технологические операции: чтение, консультация со специалистом, изучение различных источников, работа с фотоматериалами, репродукциями, документами, подбор текстов, выполнение рисунков, макетов, моделей, таблиц, схем, карт, работа в сети Интернет, посещение выставок, музеев, предприятий и другие.

Основными элементами индивидуального проекта являются: содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.

Индивидуальный проект должен быть надлежащим образом оформлен. Индивидуальный проект структурируется следующим образом:

  1. Титульный лист;
  2. Содержание;
  3. Содержательная часть работы;
  4. Приложения.

Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем.

После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель его подписывает и составляет отзыв.

В отзыве руководитель характеризует проделанную работу по всем разделам.

Подготовив индивидуальный проект к защите, обучающийся готовит выступление, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты.

Процедура защиты индивидуальных проектов определяется руководителем проекта.

Для выступления основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений отводится не более 15 минут. После выступления обучающийся отвечает на заданные вопросы по теме.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка по итогам защиты индивидуального проекта может быть засчитана в качестве промежуточной аттестации по дисциплине.

На факультете среднего профессионального образования при изучении дисциплины «Русский язык и литература» на первом курсы были предложены следующие темы для написания индивидуального проекта: языковой портрет современника; молодежный сленг и жаргон; культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи; виды делового общения, их языковые особенности; экспрессивные средства языка в художественном тексте; стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы; мотив игры в пьесах А. Вампилова «Утиная охота» и А. Арбузова «Жестокие игры»; тема поэта и поэзии в русской лирике XIX-XX веков; отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев; особенности массовой литературы конца ХХ – начала ХХI века.

При написании работ студенты без труда находили теоретический материал и его анализировали. Затруднения вызывали определение гипотезы и актуальности, выявление объекта и предмета исследования. При оценки презентаций самыми частыми были следующие ошибки: бессмысленная анимация, отсутствие единообразия и жесткого макета, информационная избыточность слайдов. Выявленные замечания учтены при разработке методических рекомендаций по выполнению и защите индивидуального проекта.

 

Литература:

 

  1. Бахтиярова Е. М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии, 2001. № 2. С. 28.
  2. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования для использования в работе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N06-259) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178285/
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf