Колганова Галина Михайловна
Учитель начальных классов, МКОУ "Обильненская СОШ", с. Обильное, республика Калмыкия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Колганова Г.М. Технологическая карта урока по теме «Задачи, обратные данной» // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 788938
Класс: 2
Предмет: математика
Тема: Задачи, обратные данной
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
УМК: «Школа России».
Авторы учебника: «Математика» Моро М.И, Бантова М.И. и другие (1 часть); тетради: «Математика» Моро М.И., Волкова С.И. (1 часть).
Цель деятельности учителя: создать условия для знакомства обучающихся с обратной задачей и формирования умения составлять и решать простые обратные задачи.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, математическая игра, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).
При разработке конспекта по математике по теме: «Задачи обратной данной» в условиях ФГОС поставлены следующие цели и задачи:
Образовательные: ввести термин «обратная задача», формировать умение составлять обратную задачу при условии, что искомое и одно из данных меняются местами, показать взаимосвязь «круговых схем», построенных к данной и обратным задачам; создать условия для оценивания своей работы.
Развивающие: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний; развивать математическую речь, зрительную память, логическое мышление и внимание, обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость, культуру поведения и общения на уроке, а также уважительное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, взаимоподдержки при работе в группах.
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностных УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивных УУД: уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.
Познавательные УУД: уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.
УУД коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент
Разъяснение задачи
|
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке математики! – Прежде чем начать урок, обратите внимание, перед вами лежат листы оценивания (Приложение №1). Там выделен каждый этап. В течение урока вы будете самостоятельно оценивать себя за каждый этап. Оценки можно ставить: 5, 4, 3, 2. В конце урока вы сдадите мне листы оценивания. Я выведу среднюю оценку и поставлю ее вам за урок. |
Приветствуют учителя. Садятся.
Рассматривают
|
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Регулятивные: организовывают своё рабочее место под руководством учителя. |
Минута чистописания
Устный счет
|
– Откройте тетради. Запишите число, классная работа. – Какое сегодня число ? – Что вы можете сказать об этом числе? – Составьте тройку чисел, используя данное число.
МОЛОДЦЫ Игра «Распутай клубок» (постановка проблемы)!? – Найдите числа, скрытые под фигурами Подсказка учителя: – Есть ли взаимосвязь между фигурами? – Почему? Число скрытое под какой фигурой узнать легче всего? – Если мы найдем трегольник, можно ли найти остальные фигуры? – Как ? Шарада (Приложение № 2). – Что у нас получилось? – А кто такой П. Эрдниев? (Приложение № 3).
|
Открыли. Записали 21, поясняют (двузначное, нечетное, 2 дес.,1 ед.) 20 + 1= 21 21 - 1= 20 21 - 20 = 1
Дети объясняют, делают выводы
Записывают ответы в таблице. Читают таблицу о П.М. Эрдниеве. |
Личностные: осознают свои возможности в учении Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения. |
Оценивание
|
– Оцените свою работу за устный счет. |
Взяли лист оценивания |
Регулятивные: контроль, оценка своей деятельности. |
Определение темы урока |
Облако слов (Приложение № 4). – Рассмотреть облако слов и определить тему урока. – Что объединяет все эти слова? – Как их можно назвать одним словом? – Какие ещё слова можно добавить в этот ряд? – Повторение понятия «задача». Составь задачу по краткой записи: Было - 7 яб. Упали - 3 яб. Осталось - ∆ яб. Анализ и решение задачи: 7 - 3 = 4 (яб.) Ответ: 4 яблока осталось. – Какая эта задача? – Попробуйте составить задачу обратную данной. – Почему это вызвало затруднения? Это и будет темой нашего урока. |
Фронтальная работа
Ответы детей.
Эта задача простая, потому что мы сразу можем ответить на главный вопрос задачи. Вызвало затруднение |
Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое обращение
|
Постановка учебной цели и решение задач |
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? – Подумайте, что нового мы можем узнать, чему научиться? – Правильно. Будем составлять и решать такие задачи.
|
– Об обратной задаче. – Какие задачи называются обратными.
|
Познавательные анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков Коммуникативные: адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач |
Проблемное объяснение нового знания
|
– У вас на столах лежит подсказка-помощница к нашему уроку. ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Слова в условии одинаковы; 2) Вопросы меняются местами; 3) Числа в условии одинаковы; Читаем 1 пункт. – Слова, какими будут? Читаем 2 пункт. – Давайте поменяем местами – Что станет неизвестным? -Внесите изменения в краткой записи. Анализ и решение обратных задач: – Запишем решения и ответы этих задач. Сравнение задач. – Как мы можем назвать эти задачи по отношению к первоначальной? – Какие же задачи называются обратными? Проверьте себя по учебнику (с. 142) – Что же такое задача, обратная данной? Вывод: Обратными задачами по отношению к данной называются те задачи, в которых слова в условии одинаковы, вопросы меняются местами, числа в условии одинаковы. |
Фронтальная и самостоятельная работа, осуществление проверки.
Одинаковыми
Сколько упало? Один человек у доски решает задачу, внося изменения в краткую запись, остальные в тетрадях. - Высказывают свои мысли. Это задачи обратные первой. Самостоятельно находят в учебнике вывод и читают
|
Познавательные дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете, наблюдают и делают самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, формулируют вопросы с целью уточнения информации
|
Оценивание
|
– Оцените свою работу, насколько понятна вам новая тема |
Оценивают |
Регулятивные: контроль, оценка своей деятельности. |
Физкультминутка |
Гимнастика для глаз (Приложение № 5). |
Выполняют гимнастику для глаз, наблюдая за круговыми движениями |
|
Первичная проверка понимания |
– Итак, мы познакомились с новой темой. Теперь я хочу предложить использовать полученные знания. Работа по учебнику с. 26 №2 Составляют схему к 1 ой задаче, решение. Составляют 2-3 задачи, решают Самопроверка |
Фронтальная и самостоятельная работа, осуществление проверки. Составляют схемы Решение у доски Дети находят среди задач обратные |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Коммуникативные: осуществлять коммуникацию как взаимодействие (учёт позиции собеседника) |
Оценивание
|
– Оцените свою работу на ваших листах оценивания |
Оценивают |
Регулятивные: контроль, оценка своей деятельности. |
Применение новых знаний
|
Самостоятельная работа по карточкам – Мы уже определили, что такое обратная задача, научились находить обратные задачи. Теперь предлагаю проверить, сможет ли каждый самостоятельно придумать обратную задачу и решить её (Приложение № 6). – Поработайте индивидуально по схеме: 1) Прочитай задачу. 2) Реши задачу. – Проверь себя по образцу. Исправь, если допустил ошибки 3) Составь обратную задачу. – Проверь себя по образцу. Исправь, если допустил ошибки. |
Выполняют индивидуальное задание на карточках с поэтапной самопроверкой по образцу и оцениванием. Проверка самостоятельной работы и исправление допущенных ошибок |
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу и находить пути ее решения Познавательные использование знаково-символических средств для решения задачи. |
Оценивание
|
– Оцените свою работу на ваших листах оценивания |
Оценивают |
|
Домашнее задание
|
Инструктаж по выполнению домашнего задания. – Кто считает, что он не совсем разобрался в теме урока, надо ещё потренироваться, выполните дома т. 31 №8 |
Записывают |
Познавательные владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера |
Рефлексия Итог
|
Обобщение полученных сведений – Кому было трудно, поднимите руки? – Чтобы вы хотели для себя еще понять? – У кого не возникло затруднений? – С какой темой познакомились? – Что нового вы узнали на уроке? |
Ответы детей.
|
Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Литература:
Приложение №1 «Оценочный лист»
№ |
ЭТАП УРОКА |
ОЦЕНКА |
1 |
Устная работа. |
|
2 |
Определение темы урока, постановка учебной цели и задач. |
|
3 |
Решение задач. |
|
4 |
Самостоятельная работа по карточкам. |
|
Приложение №2 «Шарада»
Вычисли и расположи ответы в порядке возрастания
50 + 40 = |
|
В |
90 - 10 = |
|
Е |
47 - 7 = |
|
Р |
80 - 70 = |
|
Э |
56 - 6 = |
|
Д |
26 - 20 = |
|
. |
30 + 30 = |
|
Н |
91 - 90 = |
|
П |
100 - 30 = |
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №3 «Облако слов» |
Приложение №4 «Портрет Эрдниева П.М.» |
|
|
Приложение № 5. «Гимнастика для глаз»
Приложение №6. «Схема для решения задач»
– Проверь себя по образцу. Исправь, если допустил ошибки. Напиши ответ.
– Проверь себя по образцу. Исправь, если допустил ошибки