Конспект НОД в старшей группе "Чайные истории"

Ковалева Марина Геннадьевна

Воспитатель, МОУ детский сад 292, г. Волгоград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ковалева М.Г. Конспект НОД в старшей группе "Чайные истории" // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 781405


 

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 5-6 лет.

Формы занятия (ОД): познавательная беседа, наблюдение, продуктивная деятельность, двигательная активность.

Цель: Формировать толерантность в процессе знакомства детей с традициями чаепития в разных культурах, поддерживать и развивать любознательность детей.

Задачи:

  • учить пользоваться картой, показывать на карте страны, которые их заинтересовали;
  • дать представления о разных видах чая;
  • знакомить детей с культурой чаепития народов Японии, Англии, России;
  • знакомить детей с понятием традиция; с самоваром;
  • обогащать словарь детей; активизировать эти слова в речи детей;
  • развивать память, воображение, фантазию;
  • воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей, их культуре;
  • воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине;

Предварительная работа: беседа о народно-прикладном искусстве «хохлома», просмотр слайдовой презентации «Золотая хохлома», чтение стихотворения Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар».

Материалы: блюдца с разными видами чая; пиала; картинки с изображениями (чайный куст, самовары, люди в национальных костюмах Японии, Китая, достопримечательности Англии); карта мира; соленое тесто; шаблоны кружек; краски; кисточки; стаканчики для воды.

 

Ход занятия

Воспитатель вносит в группу поднос с блюдцами, в которых насыпаны разные виды чая. Дети начинают подходить и интересоваться, что это и что они сейчас будут делать.

Воспитатель:

– Ребята, что вы пили сегодня во время завтрака?

Дети:

– Чай.

Воспитатель:

– Подходите ко мне поближе и посмотрите, чай бывает разный: черный, зеленый, красный, травяной и даже фруктовый.

(Дети рассматривают, трогают, нюхают чай)

Есть такая легенда: «Однажды китайский император во время путешествия прилег отдохнуть возле куста, он ждал, когда закипит вода в котелке, чтобы напиться. В это время ветер сорвал с куста несколько листочков и забросил их в этот котелок. Император попробовал получившийся напиток, и он ему очень понравился». Это оказался куст чая. (Воспитатель показывает картинку чайного куста.) С тех давних пор появилась традиция пить чай. Как вы думаете, что такое традиция? (Дети дают варианты ответов)

Воспитатель:

– Традиция – это обычаи, которые передаются из поколения в поколение. В мире много разных народов и у каждого есть свои обычаи и традиции.

– А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по миру, и я расскажу, как пьют чай в некоторых странах. (Воспитатель подводит детей к карте мира, которая расположена в группе) Вот смотрите – это Китай, страна где изобрели чай.

– Как будут называться люди которые там живут? На каком языке они разговаривают?

Дети:

– Китайцы. Разговаривают они на китайском языке.

Воспитатель:

– Вот здесь на карте расположена страна Япония. Японцы пьют в основном зеленый чай. Чай заваривается в заранее подогретых круглых фарфоровых заварочных чайниках. Каждому гостю предлагают отдельный круглый чайник и пиалу. (Воспитатель показывает пиалу) Для них главное – никуда не спешить, насладиться всем процессом заваривания чая. У них строят специальные чайные домики, в которых проводятся чайные церемонии. К чаю в Японии не подают никаких угощений.

– На каком языке разговаривают в Японии?

Дети:

– Японцы разговаривают на японском языке.

Воспитатель:

– А это Англия. Как назовем людей, которые там живут?

Дети:

– Англичане.

Воспитатель:

– В Англии любят пить чай в 5 часов вечера. К столу обязательно подают несколько разных видов чая, чтобы каждый мог выбрать себе чай сам. Англичане наливают в чашку сначала молоко, а затем крепкую заварку. Пьют они обычно черный чай с ароматом бергамота. (Воспитатель показывает блюдце с этим чаем) На стол обычно ставят овсяное печенье.

– А теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Одна рука на поясе, другая изогнута как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие – бедняжки.

(«Пружинка», одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

(Кружимся, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки.

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг руками)

Воспитатель:

– Ребята, кто знает, как называется страна, в которой мы свами проживаем? (Воспитатель показывает страну на карте)

Дети:

– Россия.

Воспитатель:

– Людей, живущих в России называют россияне. На Руси пили чай по праздникам, гости собирались за большим столом. Традиционно чай заваривают так: чистый заварной чайник ополаскивают кипятком, насыпают чай, заливают кипяток, затем чайник накрывают салфеткой. К чаю подавались различные угощения: варенье, мед, пряники, баранки. Во время чаепития велись беседы. Символом нашей страны был самовар. (Воспитатель показывает картинки с разными самоварами) В специальную трубу, которая находилась внутри самовара, засыпались шишки, древесный уголь и поджигались, так вода в нем нагревалась. Самовары очень ценились и передавались из поколения в поколения.

– Ребята, давайте пригласим в гости на чай детей из стран, про которые я вам сегодня рассказала. Кому мы будем писать письма?

Дети:

– Китайцам, японцам, англичанам.

Воспитатель:

– Для гостей нужно приготовить подарки. Давайте украсим кружки хохломской росписью и «напечем» пряников.

Дети по желанию выбирают себе занятие либо расписать кружки, либо вылепить из соленого теста пряники, печенья, баранки. По окончании работы воспитатель с детьми организует мини выставку, рассматривают ее, решают какие кружки они подарят гостям, какой чай будут заваривать.

Воспитатель предлагает в течении дня разучить стихотворение.

Самовар шумит, баранки

На скатерти-самобранке,

Подходите, дети, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Пряники печатные.

Пейте чай, пирог берите,

Чаще в гости приходите.

 

Литература:

  1. Истомин С.В. Я познаю мир. Энциклопедия. Русский народ: традиции и обычаи. М., 2006.
  2. Соловьева Е.В., Редько Л.В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду. М., 2014.