Ковалева Марина Геннадьевна
Воспитатель, МОУ детский сад 292, г. Волгоград
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ковалева М.Г. Конспект НОД в старшей группе "Чайные истории" // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 781405
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 5-6 лет.
Формы занятия (ОД): познавательная беседа, наблюдение, продуктивная деятельность, двигательная активность.
Цель: Формировать толерантность в процессе знакомства детей с традициями чаепития в разных культурах, поддерживать и развивать любознательность детей.
Задачи:
Предварительная работа: беседа о народно-прикладном искусстве «хохлома», просмотр слайдовой презентации «Золотая хохлома», чтение стихотворения Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар».
Материалы: блюдца с разными видами чая; пиала; картинки с изображениями (чайный куст, самовары, люди в национальных костюмах Японии, Китая, достопримечательности Англии); карта мира; соленое тесто; шаблоны кружек; краски; кисточки; стаканчики для воды.
Ход занятия
Воспитатель вносит в группу поднос с блюдцами, в которых насыпаны разные виды чая. Дети начинают подходить и интересоваться, что это и что они сейчас будут делать.
Воспитатель:
– Ребята, что вы пили сегодня во время завтрака?
Дети:
– Чай.
Воспитатель:
– Подходите ко мне поближе и посмотрите, чай бывает разный: черный, зеленый, красный, травяной и даже фруктовый.
(Дети рассматривают, трогают, нюхают чай)
Есть такая легенда: «Однажды китайский император во время путешествия прилег отдохнуть возле куста, он ждал, когда закипит вода в котелке, чтобы напиться. В это время ветер сорвал с куста несколько листочков и забросил их в этот котелок. Император попробовал получившийся напиток, и он ему очень понравился». Это оказался куст чая. (Воспитатель показывает картинку чайного куста.) С тех давних пор появилась традиция пить чай. Как вы думаете, что такое традиция? (Дети дают варианты ответов)
Воспитатель:
– Традиция – это обычаи, которые передаются из поколения в поколение. В мире много разных народов и у каждого есть свои обычаи и традиции.
– А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по миру, и я расскажу, как пьют чай в некоторых странах. (Воспитатель подводит детей к карте мира, которая расположена в группе) Вот смотрите – это Китай, страна где изобрели чай.
– Как будут называться люди которые там живут? На каком языке они разговаривают?
Дети:
– Китайцы. Разговаривают они на китайском языке.
Воспитатель:
– Вот здесь на карте расположена страна Япония. Японцы пьют в основном зеленый чай. Чай заваривается в заранее подогретых круглых фарфоровых заварочных чайниках. Каждому гостю предлагают отдельный круглый чайник и пиалу. (Воспитатель показывает пиалу) Для них главное – никуда не спешить, насладиться всем процессом заваривания чая. У них строят специальные чайные домики, в которых проводятся чайные церемонии. К чаю в Японии не подают никаких угощений.
– На каком языке разговаривают в Японии?
Дети:
– Японцы разговаривают на японском языке.
Воспитатель:
– А это Англия. Как назовем людей, которые там живут?
Дети:
– Англичане.
Воспитатель:
– В Англии любят пить чай в 5 часов вечера. К столу обязательно подают несколько разных видов чая, чтобы каждый мог выбрать себе чай сам. Англичане наливают в чашку сначала молоко, а затем крепкую заварку. Пьют они обычно черный чай с ароматом бергамота. (Воспитатель показывает блюдце с этим чаем) На стол обычно ставят овсяное печенье.
– А теперь мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Одна рука на поясе, другая изогнута как носик)
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие – бедняжки.
(«Пружинка», одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(Кружимся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки.
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг руками)
Воспитатель:
– Ребята, кто знает, как называется страна, в которой мы свами проживаем? (Воспитатель показывает страну на карте)
Дети:
– Россия.
Воспитатель:
– Людей, живущих в России называют россияне. На Руси пили чай по праздникам, гости собирались за большим столом. Традиционно чай заваривают так: чистый заварной чайник ополаскивают кипятком, насыпают чай, заливают кипяток, затем чайник накрывают салфеткой. К чаю подавались различные угощения: варенье, мед, пряники, баранки. Во время чаепития велись беседы. Символом нашей страны был самовар. (Воспитатель показывает картинки с разными самоварами) В специальную трубу, которая находилась внутри самовара, засыпались шишки, древесный уголь и поджигались, так вода в нем нагревалась. Самовары очень ценились и передавались из поколения в поколения.
– Ребята, давайте пригласим в гости на чай детей из стран, про которые я вам сегодня рассказала. Кому мы будем писать письма?
Дети:
– Китайцам, японцам, англичанам.
Воспитатель:
– Для гостей нужно приготовить подарки. Давайте украсим кружки хохломской росписью и «напечем» пряников.
Дети по желанию выбирают себе занятие либо расписать кружки, либо вылепить из соленого теста пряники, печенья, баранки. По окончании работы воспитатель с детьми организует мини выставку, рассматривают ее, решают какие кружки они подарят гостям, какой чай будут заваривать.
Воспитатель предлагает в течении дня разучить стихотворение.
Самовар шумит, баранки
На скатерти-самобранке,
Подходите, дети, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному
Пряники печатные.
Пейте чай, пирог берите,
Чаще в гости приходите.
Литература: