С чего начинается Родина?

Малашина Ирина Викторовна
Алтухова Лариса Александровна

Учитель начальных классов, МАОУ СШ №55 "Лингвист", г. Липецк
Учитель начальных классов, МАОУ СШ №55 "Лингвист", г. Липецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Малашина И.В., Алтухова Л.А. С чего начинается Родина? // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 786072


 

Цель: расширить понятие «Родина», «малая родина»; формировать у детей образ родной страны; вызвать у детей желание знакомиться и изучать историю своего края, Отечества; формировать осознание принадлежности к родному народу, стране; развивать творческий потенциал через практическую деятельность; воспитание любви к Отчизне.

 

Задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • формирование эмоциональной отзывчивости на чувство любви к Родине;
  • осуществление переноса знаний и умений в новой, нестандартной ситуации;
  • формирование чувства гордости за свой город; Родину;
  • формирование эмоционально-личностного образа Родины.

 

Метапредметные УУД:

Познавательные: формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

Регулятивные: развивать способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой); умение определять и формулировать цель.

Коммуникативные: формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи; контролировать свои действия в коллективной работе.

Личностные:

  • формирование основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
  • воспитание национальной идентичности;
  • понимание особой роли России в мировой истории;
  • воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • развитие интереса к искусству, формирование эстетических чувств.

 

Ход занятия

1. Организационный момент

– Дорогие гости! Мы рады приветствовать вас!

– На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Мы можем взять и друг другу подарить!

– Ребята, я рада встрече с вами сегодня. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. Пусть зажжётся в каждом присутствующем искра добра и радости.

– Пожалуйста, займите свои места согласно жетонам, которые вы получили перед занятием.

2. Постановка целей и задач

– Ребята, сегодня мы проведём необычное занятие, но очень важное для каждого из нас. Мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.

– Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек.

Послушайте песню и скажите, какая основная тема нашего занятия (звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина»).

Высказывания детей.

– А какие цели мы поставим перед собой на этом занятии, зная тему?

– Вопрос, на который мы должны сегодня ответить: «С чего «начинается» Родина?

3. Основная часть

Учитель:

Как часто мы слышим громкое, звучное слово Родина. Родина с большой буквы.

Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла. О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской пословице: «Человек без родины, что соловей без песни». лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.

Учитель:

– Ребята, как вы понимаете слово Родина?

Для того, чтобы раскрыть это понятие более широко мы с вами поработаем в группах, побудем исследователями, художниками, фоторепортерами.

Работа в группах.

Но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Дети:

– Говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, если непонятно, переспросите партнера, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.

Учитель:

1 группа – исследователи

Вы дадите определение понятия Родина на основе выводов, сделанных после общения с нашими гостями в зале, работы в интернете, словарем.

2 группа - художники

– Какую картинку вы бы нарисовали, если бы её нужно было подписать словом «Родина»? Но ваша задача не создать сюжет, так как это будет долго и требует более тщательного подхода, а вспомнить предыдущие занятия: как мы с вами цветом изображали добро, свое отношение к экологическим проблемам. Возьмите цвета, которые, как вам кажется, принадлежат только России.

(Дети должны объяснить, почему такие цвета выбрали).

Учитель:

– Дети, а кто из вас может вспомнить и рассказать о Российском флаге?

– А какие символы нашего государства вы еще знаете?

(Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.)

Высказывания детей.

(Гимн, герб)

(Доклад ребенка)

3 группа - фоторепортеры

– Вам нужно сделать фоторепортаж. У вас есть отснятый материал, вам нужно выбрать только то, что больше подходит к определению понятия Родина.

Работа с картинками.

(Ребенок читает стихотворение).

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

(Выбрали Родной дом – это исток, начало начал. Родной дом – это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. А еще мы выбрали маму, нам кажется, что это тоже подходит, потому что мы встречали выражения Родина-мать, Матушка-Родина и вообще дом всегда ассоциируется с мамой).

Учитель: Жители любой страны гордятся своей Родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство.

И как можно не любить родные края, если они просто родные, если всё вокруг знакомо с детства? Ведь именно здесь человек впервые ощутил тепло и любовь самых родных людей: папы, дедушек, бабушек, братьев, сестер и Мамы. С материнских рук, которые клали нас в кроватку, с ее колыбельных песен и прочитанных сказок начинается наша жизнь, начинается наша Родина.

Творческая деятельность учащихся.

– Мать своего народа – Родина. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.

(Дети показывают композицию «Сила материнской молитвы»).

Малая Родина.

– Благодаря маме, мы появились на свет, увидели красоту родного края, города.

Для России наш город – частица,

А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться,

Малой Родиной, где мы живём!

А город, в котором мы живём – это….?

– Липецк!

– А можно Липецк назвать нашей малой Родиной? (Россия – Родина для всех россиян, но в России много городов для каждого жителя этот город является малой Родиной.

Физкультминутка

Здравствуй, мир!

Это – я!

А вокруг – страна моя!

Солнце в небесах – горит!

И земля у ног – лежит!

Там – леса! А там – поля!

Здесь – друзья! И здесь – друзья!

Вправо, влево оглянусь

По округе пробегусь

Здравствуй, город самый лучший!

Здравствуй, край родной, могучий!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй, мир!

И здравствуй я!

Составление кластера

– Дети, давайте с вами составим кластер, где ключевое слово будет Липецк. Посмотрим насколько вы глубоко владеете информацией о нашем городе.

Липецк.

  1. Места отдыха;
  2. Промышленность;
  3. Достопримечательности;
  4. Знаменитые земляки.

Игра «Хорошо ли я знаю историю своего края?»

  1. По чьему указу были построены Липецкие железнодеятельные заводы, которые дали начало Липецкой металлургии»?
  2. В каком году открыт памятник Петру Великому?
  3. Как называют жителей Липецка, Ельца, Данкова, Усмани?

– А почему я у вас спросила про эти города?

  1. Что изображено на гербе города Липецка?
  2. Победа в ВОВ досталась нашей стране большой ценой: в боях за Родину погибли миллионы человек, горе коснулось всех Россиян, в том числе и липчан.
  3. Где хранится список имен липчан-героев участников ВОВ?
  4. Когда был построен НЛМК?
  5. Главная почетная профессия на Новолипецком комбинате?
  6. В каком году был открыт зоопарк?
  7. Чьё имя носит государственный академический театр драмы?
  8. Когда была построена часовня Святых Петра и Павла?
  9. А что находится рядом с этой часовней?

Учитель:

– Молодцы, дети! Город Липецк с его красивыми улицами, фонтанами – это ценность для каждого липчанина. Что нужно делать, чтобы беречь красоту родного города?

Игровые моменты. Упражнение «Подумай о Родине».

(Дети получают индивидуальные карточки и выбирают верное и ложное высказывание)

Учитель:

– Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет. Выберите верное и ложное высказывание:

  • человек вернулся из леса с букетом ландышей;
  • сажает возле дома деревья;
  • моет машину в реке;
  • отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;
  • выбросил мусор в канаву возле дома;
  • после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;
  • возле дома посадил цветы;
  • подошёл к дереву и сломал ветку.

10. Подведение итогов. (Звучит музыка «С чего….»)

Учитель:

– Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «С чего начинается Родина?». Может , это твоя мама, вспомни тепло и ласку её рук. Может, это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий старые фотографии твоих родственников. А может это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё…

Открой глаза и ответь :

  1. Что ты видел?
  2. Какие ощущения испытал?
  3. С чего начинается Родина?

Вывод:

С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый отвечает по-разному. Но смысл ответов один – любовь, патриотизм, нежность… Родина начинается с малого – с детской кроватки, веселых игр во дворе, со школы, где учителя дают вам знания. Ведь все это – тоже Родина.

Понятие Родины весомо. Я надеюсь, что мы не будем стесняться, и скрывать в себе любовь к своей Родине. И ещё я надеюсь, что все вы станете достойными гражданами нашей прекрасной страны – России и сумеете в своей жизни сделать много добрых и полезных дел.

А я вам желаю, чтобы в ваших сердцах всегда хранилась любовь к своей семье, своим родным местам, своей великой Родине.

Рефлексия:

– Ребята, если вам понравилось сегодняшнее занятие, вы много узнали, для себя открыли что-то новое, полезное, захотели стать лучше по отношению к нашей стране, то возьмите флажок, пройдите на сцену для исполнения одной из любимых вами песен «Моя Россия».

– Занятие окончено. Спасибо за внимание!!!