Учебно-исследовательская/проектная деятельность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Лазарева Елена Викторовна

Учитель, ГКОУ УР "Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ", Удмуртская республика

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лазарева Е.В. Учебно-исследовательская/проектная деятельность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 785660


 

То ,что дети могут сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский

Проработав в школе более 25 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа-интернат даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности.

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Важнейшие черты поведения ребёнка – это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой исследовательской/ проектной деятельности.

 

Итак, проекто-исследовательский метод – это новый инновационный метод обучения, основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира, который его окружает. В результате чего развитие получает познавательная сфера ученика, его способности мыслить.

С 2016 года начальная школа работает по новым федеральным образовательным стандартам, которые предусматривают не только обновление учебного процесса, но и новые направления в воспитательном процессе. Основополагающим направлением в воспитательной работе является духовно-нравственное развитие личности ребенка, формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.

Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни.

Метод проектов формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов базовых учебных действий. Ребёнок с ОВЗ имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, самоуважение, критичность к своим поступкам и умение их оценивать.

Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Поэтому я как руководитель ШМО задумалась – почему бы и в начальном звене не организовать проектную деятельность направленную на духовно-нравственное воспитание детей.

Если дети с сохранным интеллектом включаются в эту деятельность с детского сада, то почему бы и нам не попробовать. Ведь в старшем звене такая работа уже практикуется в нашей школе девятый год.

Мной было разработано положение о проведении внутришкольной учебно-иследовательской/проектной конференции на базе школы, на которой младшие школьники защищают свои проекты по данному направлению.

Победителям даётся возможность выступить на внутришкольной конференции для старших школьников. Победители учувствуют в зональной конференции, проводимой на базе нашей школы.

Моё мнение было ошибочно, потому что раньше я считала, что учащиеся с начальной школы ещё не готовы заниматься учебно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени.

Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это были лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для ребенка с ОВЗ это будет его проект. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами.

С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которых были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе учитываются возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В этом году у нас состоялась уже третья внутришкольная учебно-иследовательская конференция для детей с нарушениями интеллекта.

В этом году мой ученик занял первое место среди младших школьников, он принял участие в конференции для старших школьников и занял 3 место среди 5-9 классов.

Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, помогает моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков, эта задача решается через организацию проектной деятельности.

 

Мы попробовали и у нас получилось!

В моём классе на сегодняшний день есть условия для духовно-нравственного воспитания детей через проектную деятельность. В этой работе я использую игровые технологии, коммуникативные, исследовательские. Одной из тем проектной деятельности был проект «Моя семья». Семья – это источник нравственности. Все учащиеся были включены в деятельность. Тема им близка и понятна, и как следствие, интересна. Упор был сделан на жизненный опыт учеников класса. 

 В рамках этого проекта формировались следующие духовно-нравственные качества семейной культуры:

  • положительное отношение к своей семье;
  • уважительное отношение к родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;
  • культурно-исторические и этнические традиции российской семьи.

В нравственном воспитании моих учеников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

Целью своей работы я определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, сплести колье из бисера, попробовать получить облако в банке? Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло.

Игровой момент помогает и при защите проекта. Защита первых проектов проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог проектной деятельности был успешен.

Мне нужно было создать условия для проектной деятельности учащихся на уроках.

Уроки чтения и развития речи дают богатый материал для использования проектного метода, позволяют создавать различные проекты (социальные и учебные). Каждый ребенок становится участником проекта, развивается познавательный интерес, творчество и самостоятельность.

Из учебных проектов моего класса следует назвать проекты по обучению грамоте в 1 классе «Моя азбука», проект книжки-малышки «Мои четвероногие друзья».

Во 2 классе писали стихи, сказки, рассказы на темы: «Здравствуй зимушка-зима», «Весна -красна».

В 3 классе ставили мини-спектакли: «Краденное солнце», «Лиса и журавль» и показывали их первоклассникам.

В 4 классе мои ученики приняли активное участие в школьных конкурсах: фотоконкурс «Краски осени», акции «Накорми птиц», где при поддержке воспитателей изготовляли кормушки для птиц.

Навыки, полученные в ходе общей работы над проектами, дети активно применяют при индивидуальном создании проектов.

Детям становится интереснее учиться. Они уже пытаются самостоятельно добывать нужную информацию. Немало способствуют этому процессу и учебные экскурсии, которые мой класс посещает.

Побывав в районном музее, ребятам захотелось как можно подробнее изучить жизнь наших предков. Результатом был коллективный проект: «Село Каракулино в числах и цифрах».

Главное в проектной деятельности – серьезная, мотивированная, рассчитанная на длительный срок, готовность ребенка трудиться во имя достижения определенной цели. Именно поэтому необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве. В то же время способствует формированию умения приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических жизненных задач, направлена на расширение кругозора учеников, а необходимость работать в группах, выполняя разные социальные роли, способствует формированию коммуникативных навыков, развивает творчески.

Таким образом, в качестве основной формы работы по формированию метапредметных результатов может являться межпредметная интеграция. Школа как интегративное образовательное учреждение осуществляет интеграцию системы предметного обучения с системой дополнительного образования; системы урочной кабинетной работы с интерактивной работой; системы традиционных методов с активными методами научного познания; а, кроме того, осуществляется общественно-позиционная интеграция, коммуникационная и интеграция форм деятельности. Создание условий для самореализации личности через организацию разнообразной деятельности, успешной учебной деятельности в соответствии с психофизиологическими особенностями личности.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Сегодня я говорю лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении.

Итак, подведём итог.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в школе.