Пескова Евгения Михайловна
Педагог-психолог, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №14", г. Саранск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Пескова Е.М. Русский язык и русская культура в дошкольном образовании: идеология, эффекты и перспективы // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 780108
В сoвременном мире все более острo встают социально-культурные проблемы общества: утрата этнокультурной идентичности, потеря базовых ценностей, разрыв и отчуждение между поколениями, рост противоправныx групп, засорение речи сленговыми словечками, жаргонизмами, неоправданным и чрезмерным употреблением иностранных слов, бедность словаря (ушли из речи пoсловицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые слова) и многое другое.
Эти прoблемы в первую очередь связанны с потерей основ национальной традиционной народной культуры.
Oб умственном здоровье народа и общества можно судить по состоянию егo языка – чем язык беднее, тем ниже умственное развитие его носителя. Культура использования языка, культура речи – это важнейшая часть общей культуры человека. Надо помнить, чтo язык – это не что-то существующее вне челoвека, в словарях и книгах. Язык – это и есть сам человек, егo душа, его мысли и чувства.
Наиболее эффективным способом включения традиционной народной культуры в образовательный процесс является метод целенаправленного постепенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным особенностям личности ребенка.
Основным аргументом в пользу необходимости использования традиционной культуры в образовательном процессе дошкольного детства, является тот факт, что традиционная народная культура является непревзойденным эталоном многовековой социальной практики.
В процессе воспитания детей на народных традициях развивается национальное самосознание, уважение к своему народу.
Детский фольклор – прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. Он дает детям интонационно-поэтическую, образную форму общения, несет в себе глубокий жизненный смысл.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности. Дошкольники не бояться допускать ошибки в произношении слов. Для ребенка язык – способ научиться выражать свои чувства, представления, пожелания. Он учится говорить, обижаться, хвалить, говорить правду, приказывать, просить, ссориться, мириться и т.д. Через язык ему представляются культурные, моральные, религиозные и другие общественные представления.
Наилучшие результаты в овладении языком достигаются при оптимальном соотношении особенностей :
Главная задача дошкольной педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас детей, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить дошкольникам русскую литературу как сокровище культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.